1354

Вид на ненависть

“Дело Скрипаля” лишь повод, но не причина ухудшения отношений России с Западом

Не менее десятка европейских стран уже на этой неделе могут выслать российских дипломатов в знак солидарности с Великобританией по “делу Скрипаля”. Советники президента США Дональда ТРАМПА по нацбезопасности рекомендуют и ему сделать то же самое. Если это произойдет, то Москва ответит зеркально и процесс оформления американских виз для россиян будет практически полностью заморожен (он и так заморожен по факту для самых распространенных категорий виз). Получить визы в страны Европы тоже станет дольше и сложнее. Поляки, например, уже “временно” закрыли 12 визовых центров по всей стране.

Кажется, во многих столицах на Западе только и ждали “дела Скрипаля”, чтобы уже наконец двинуться к довершению начатого еще в 2014 году дела изоляции, как они там говорят, “путинского режима”, но по факту - и тех 77% русских, что за него проголосовали на последних выборах, и тех, кто голосовал против, и тех, кто вообще не голосовал.
Никто теперь разбираться в оттенках про- или антипутинских настроений не будет.
То, как энергично и даже истерично используется “дело Скрипаля”, еще больше, на мой взгляд, увеличивает вероятность того, что само это отравление было большой провокацией с целью вызвать именно такую реакцию. Притом я вполне допускаю мысль о том, что провокация эта могла быть задумана не только извне России, но и некими “темными силами”, играющими на обострение отношений с Западом (и косвенно против Кремля), внутри ее.
Однако это все уже неважно. Даже если завтра вдруг каким-то чудом обнаружится, что яд Скрипалю и его дочери подсыпали даже не сами британские спецслужбы, а некие (это всего лишь взятое с потолка предположение) “добрые исламисты”, получившие политическое убежище в ЕС как “гонимые” злым президентом РФ Владимиром ПУТИНЫМ, то ни глава британского МИД Борис ДЖОНСОН, ни премьер-министр Тереза МЭЙ не произнесут не то что извинений, но даже не признают своей частичной хамской горячности в общении с Москвой.
С “делом Скрипаля” все наконец так “удачно” встало на свои места. Больше не надо, кривя рот в фальшивой улыбке, произносить вымученные фразы про то, что, мол, Россия - часть Европы и у нас “общая европейская судьба”.
Не надо искать на таких же вымученных конференциях, на которые российские чиновники тоже, надо признаться, ездили разве что за шопингом, прогуляться-проветриться по Европам или за валютными суточными, какие-то мифические “общие ценности”. Наши “делегаты” ни минуту ни в какие “общие ценности” не верили никогда.
Не надо теперь делать вид, что нам интересны всякие их “северные измерения”, права малых народов, экология, проблемы гуманизации содержания заключенных или в целом повестка заседаний ПАСЕ. Потому что где эта ПАСЕ и где российский депутат Госдумы, глава комитета типа по международным сношениям Леонид СЛУЦКИЙ (напомним, несколько журналисток обвиняют его в сексуальных домогательствах, см. “Целый орган уничтожается!”, “Время” от 24.3.2018 г. - Ред.). Между ними пропасть.
Как славно, что больше никому не надо притворяться. И нашим, и европейцам. Особенно восточным. Часто именно с ними возникало ощущение неловкости даже в непринужденных беседах. Вроде и он тебе, и ты ему улыбаешься, а подспудно сквозит в его улыбке некое презрение или подковырка. По отношению к бывшему “оккупанту”, которого можно больше не бояться. Потому что он “сдулся”. А попытки русских перейти в этой беседе с бывшими союзниками по Варшавскому блоку и СЭВ с английского на русский (мол, должны знать и быть благодарны, потому как мы вас от фашистов освобождали), даже если это делается с шутками-прибаутками, порой воспринимается, как будто неотесанный дальний родственник-деревенщина, попав в “приличное общество”, стал вдруг ковырять вилкой, скажем, в зубах.
Ура-патриоты на все эти рассуждения дадут вам готовое объяснение: мол, это им не нравится, что мы “встали с колен”, “возвысили свой голос” и не пляшем под “дудку дяди Сэма”. Ах, если бы. Ах, если бы мы действительно были столь сильны и являли бы собой пример для достойного подражания. Понятие “встали с колен” ведь весьма относительное. На мой взгляд, страна, загадившая собственным мусором и не способная его собрать и утилизовать согласно нормам даже не ХХI века, а хотя бы второй половины ХХ (о медицине и высоких технологиях даже и не будем), с колен подниматься даже и не думала.
Ну так и что - они нас раньше разве любили?
Нет, речь не о простых людях. Путешествуя по разным странам, лично мне не приходилось сталкиваться с проявлением пресловутой “русофобии”, о которой каждый день говорит российский МИД устами официального представительства ведомства Марии ЗАХАРОВОЙ. В тех выражениях, в которых у нас теперь принято разговаривать в рамках публичной дипломатии. А многие иностранцы так и вовсе говорят, что им Путин нравится: мол, крутой мужик. Но речь не о простых людях, а о политиках и политических СМИ. Тех, кто делает повестку и общественное мнение.
Возьмем 2004 год - за десять лет до Крыма и за три года до “мюнхенской речи” Путина. Когда мы буквально только что солидаризировались с Западом в борьбе с исламским терроризмом, забыв про разногласия по поводу бомбежек Белграда и славянских “братушек” (эти “братушки” из Черногории как раз вступили нынче в НАТО). Мы еще тогда продолжали делать вид, что “учимся демократии”, хотя и шалим на задней парте, вели вялые переговоры о безвизовом режиме (в возможность которого никто ни в Москве, ни в Брюсселе особо не верил, однако вслух это было говорить неприлично, а теперь можно). Однако “дело Ходорковского”, по мнению “просвещенной Европы”, уже говорило об обратном. В 2004 году не было еще даже “НКО - иностранных агентов”, не говоря уже о “законе Димы Яковлева” и прочих ему подобных. Да, с тех пор мы прошли по пути антизападничества свою немалую часть пути. Явно лишнюю. Однако по крайней мере часть этой эволюции стала ответом на историческое неприятие России как части Европы, давно укоренившееся в европейской политической культуре. С окончанием холодной войны оно оттуда и не выветривалось.
Негативное или “резко негативное” отношение к России 2004 года (данные International Gallup Organization) испытывали 62% финнов, 57% норвежцев, более 40% чехов и швейцарцев, более 30% датчан и поляков. По всей Европе “позитивное отношение” к России испытывал лишь 31% обы­вателей. Хотя мы тогдашние по сравнению с нынешними (в восприятии европейцев) были почти “белыми и пушистыми”. Крым и события на Украине, сбитый малайзийский “Боинг”, конечно, не могли не привнести новую порцию негатива. Однако заметим, что он лег на подготовленную и “унавоженную почву”. Медианное значение негативного отношения в Европе к России действительно выросло заметно - с 54% до 75% и с 43% до 72% - в США. Но это ведь не рост с почти нулевых отметок в разы.
По данным того же Gallup, сегодня “главным врагом Америки” видят Россию 19% (в 2014 году - 9%). Хорошо, что есть КНДР, она нас тут потеснила (51%). Однако если послушать представителей политического класса США, то такого разрыва не чувствуешь, мы такие же враги, как лидер Северной Кореи КИМ Чен Ын. Примечательно, что отношение к Китаю “потеплело”: В 2014 году “врагом” его видели 20% американцев, сегодня лишь 11%. Положительно, судя по опросам, видят Россию сегодня лишь 25% американцев, негативно или крайне негативно относятся, повторим, 72%. Хотя, еще раз подчеркну, на бытовом уровне этого вы не почувствуете. Если теперь вообще попадете в Америку.
А многие наши антизападники во власти будут только рады, если русских вообще не будут теперь никуда пускать. Пусть ездят в Крым или сидят на даче. Нечего смотреть, как устроена жизнь по-другому. Чем меньше знает простой российский обыватель, тем крепче спит чиновник во власти.
Однако в этих условиях уходить во враждебную самоизоляцию, воинствующее антизападничество, порождающее архаику во всех сферах жизни, было бы величайшей ошибкой. И означало бы победу тех, кто хочет окружить страну вместе с ее гражданами “стеной презрения”. Не важно, находятся ли эти люди внутри самой России или за ее пределами. Стоит напомнить, что наивысших достижений Россия добилась, когда открывалась миру и заимствовала у него лучшее, в том числе технологии, культуру и модели общественных отношений. Ну а то, что “нас не любят” и даже почти открыто (теперь) ненавидят, так можно утешиться тем, что во многих странах Америку (мы же любим себя с ней сравнивать) ненавидят еще сильнее. Нас “полюбят” и начнут уважать тогда, когда мы сами зауважаем себя вне зависимости от внешнего окружения. И не назло ему.
Это не к тому, что всякий раз надо по-толстовски “подставлять другую щеку”. Это к тому, что не надо всякий раз “бомбить Воронеж”.
…И да, прибраться бы надо в стране. Ведь замусорили же все. Если мы всерьез претендуем на звание отдельной - Русской, неевропейской, неазиатской - цивилизации, то следует исходить из того, что у всякой цивилизации должны быть достижения. Не только в прошлом, но и в настоящем. Имея их, нам будет в высшей степени наплевать, какие карикатуры на нас рисуют, какими словами обзываются и какие гадости делают. А так обидно, конечно. Но не привыкать.
Георгий БОВТ, обозреватель, Газета.Ru

Кстати

В воскресенье на сайте журнала Time опубликована обложка апрельского номера. На ней кроме портрета президента РФ Владимира ПУТИНА, увенчанного маленькой короной, похожей на большую императорскую корону Российской империи, анонсированы названия двух статей: “Как Владимир Путин планирует остаться на вершине” и “Почему Россия продолжает тонуть”.

Поделиться
Класснуть