1197

Пример для Северной Кореи

Казахстан, по инициативе которого в Центральной Азии была создана первая в мире зона, свободная от ядерного оружия, выступает за распространение этого опыта по всему миру

Создание на Ближнем Востоке свободной от ядерного оружия зоны станет еще одним существенным шагом на пути пресечения атомной угрозы мировому сообществу. Регионы, свободные от смертоносного оружия, должны появиться во всех уголках планеты. С таким заявлением на 21-м заседании Первого комитета в рамках 72-й сессии ООН выступил постоянный представитель Казахстана в этой главной международной организации, посол Кайрат УМАРОВ (на снимке).

Нынешнее заседание Первого комитета, прошедшее на днях в Нью-Йорке, было посвящено вопросам ядерного разоружения и международной безопасности. В частности, члены ООН рассматривали возможности усиления регионального сотрудничества в достижении этой благой цели.
Как отметил в своем выступлении представитель Бангладеш Фаяз МУРШИД КАЗИ, на сегодняшний день только “мирный диалог и дипломатия являются на­иболее эффективными методами в построении надежной и стабильной региональной системы безо­пасности”. Он подчеркнул необходимость создания свободной от ядерного оружия зоны на Ближнем Востоке в интересах устойчивого мира и стабильности в регионе.
В свою очередь представитель Кубы Санчес РОДРИГЕС подчеркнула важность региональных и субрегиональных инициатив в создании зон, свободных от ядерного оружия и оружия массового уничтожения. По ее словам, провозглашение Латинской Америки и Карибского бассейна зонами мира не только способствует всеобщему и полному разоружению, но и укрепляет мировое доверие к региону.
- Создание на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия, стало бы важным шагом в построении региональной системы безопасности, - подчеркнула Род­ригес.
Между тем постоянный представитель официальной Астаны в ООН Кайрат Умаров отметил, что нестабильность и растущая напряженность в мире весьма затрудняют обеспечение региональной безо­пасности.
- Создание свободной от ядерного оружия зоны на Ближнем Востоке является эффективной мерой в области нераспространения, и такие зоны должны быть созданы во всех регионах мира, - подчерк­нул Умаров в своем выступлении.
Он также заявил, что надлежащее выполнение совместного всеобъемлющего плана действий по ядерной программе Ирана станет отличным примером для Корейской Народной Демократической Республики (КНДР) - правильной “дорожной картой” с юридическими решениями, которая будет весьма эффективной.
Оживленную дискуссию на заседании вызвало выступление представителя Египта Хасана ЭЛЬ-ЛАЙТИ (на снимке). По его словам, проблемы, возникающие в вопросе создания свободной от ядерного оружия зоны на Ближнем Востоке, подрывают авторитет договора о нераспространении ядерного оружия. Хасан Эль-Лайти отметил, что для решения этого вопроса необходимо присоединение Израиля к указанному договору. Многие делегаты поддержали данное предложение, отметив, что эта мера позволила бы выйти из сложившегося тупика.
Но настоящие страсти разгорелись на заседании Совета Безопасности (СБ) ООН, на котором рассматривался проект резолюции о продлении мандата миссии ООН и Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) по расследованию химических атак в Сирии. Стоит заметить, что голосование по проекту резолюции о пролонгации данного мандата состоялось по инициативе США, постоянного члена СБ. Одобрили данный документ 11 стран - членов Совбеза, две страны - Казахстан и Китай - воздержались от голосования. А Россия, также являющаяся постоянным членом Совбеза, заблокировала проект резолюции, что и решило исход голосования. Добавим, что против продления мандата выступила и Боливия.
Постоянный представитель России при ООН Василий НЕБЕНЗЯ (на снимке) назвал данное заседание “хорошо срежиссированным спектаклем”, целью которого было выставить Российскую Федерацию в неприглядном свете.
- Никакой абсолютно нужды обсуждать продление совместного механизма расследования, мандат которого истекает 17 ноября, не было, - отметил Небензя.
Как сообщило РИА “Новости”, по словам российского постпреда, голосование было назначено за два дня до выхода доклада совместного механизма расследования об инциденте в Хан-Шейхуне.
- Главное, что это никак не повлияло на судьбу самого механизма, потому что непринятие решения о продлении не означает, что такое решение не может быть принято в любой из дней до 17 ноября, - пояснил он. - Российская Федерация ожидала честного, беспристрастного, полного расследования и приняла бы неопровержимые доказательства вины (режима Башара АСАДА, президента Сирии. - Г. Г.). Однако США уже определили, кто виноват, и политизировали этот вопрос. Я не понимаю, почему мы должны ставить телегу перед лошадью!
Небензя также напомнил о том, что Соединенные Штаты совершили ракетный удар по сирийской авиабазе, даже не удосужившись получить доказательства вины официального Дамаска.
К слову, ранее Россия предлагала перенести рассмотрение указанного документа на 7 ноября, однако ее предложение не было принято.
Напомним, что режим Башара Асада отвергает все обвинения о применении им химического оружия в ходе сирийского конфликта, в частности при авиаударе по Хан-Шейхуну 4 апреля этого года. По оценке экспертов ОЗХО, тогда был применен ядовитый газ зарин или его аналог, в результате чего погибли более 80 мирных жителей. Всего же, по различным оценкам, за последние шесть лет в Сирии химическое оружие применялось более 30 раз.
Между тем Кайрат Умаров за­явил, что Казахстан поддерживает расследование химических атак в Сирии и выступает за продление мандата.
- К сожалению, расследование потеряло динамику в 2016 году из-за отсутствия взаимопонимания по данному вопросу, - отметил постпред Казахстана. - Такая ситуация не должна повториться. Прискорбно, что не были найдены общие подходы к улучшению работы механизма. Требуется большая политическая воля, для того чтобы найти компромисс по этому вопросу. Поскольку дискуссии по этому вопросу не привели ни к какому решению, Казахстан воздержался от голосования.
В завершение своего выступления Умаров призвал Совбез прийти к общему мнению.
Напомним, совместный механизм ООН и ОЗХО по расследованию химических атак был запущен в Сирии 1 марта 2016 года. Международные эксперты изучали девять подтвержденных случаев применения отравляющих веществ, возложив ответственность за три из них на правительственные силы, а еще за один - на боевиков террористической группировки “Исламское государство”.

Григорий ГАРАНИН, фото с сайта ООН, Алматы


Поделиться
Класснуть