А он собрал свой чемодан - и на Майдан

Вместо новой украинской революции “неукротимый Михо”, похоже, добился ее имитации
Массовые акции протеста, стартующие под конец года, уже стали украинской традицией. Не стала исключением и эта осень. В Киеве снова размахивают флагами и произносят пламенные речи. Одни называют происходящее “Третьим Майданом”, другие ухмыляются: это лишь жалкая его имитация.
Осеннее обострение
Прошло чуть больше месяца после скандального прорыва экс-губернатором Одесской области Михаилом СААКАШВИЛИ польско-украинской границы, и вот “горячий Михо” собрал массовую акцию протеста в самом центре Киева. И это несмотря на то, что еще в июле президент Петр ПОРОШЕНКО лишил его украинского гражданства!
Саакашвили и его соратники пришли под стены главного законодательного органа - Верховной рады Украины во вторник, 17 октября, и пока расходиться не собираются. Среди инициаторов акции известные в Украине “революционеры”, идейные вдохновители Евромайдана 2013 года, а ныне народные депутаты Мустафа НАЙЕМ, Владимир ПАРАСЮК и Семен СЕМЕНЧЕНКО. Протест поддержали многие оппозиционные к Петру Порошенко партии - “Самопомощь”, “Гражданская позиция”, “Свобода”, “Национальный корпус”, “Рух новых сил”, а также “Батькивщина” Юлии ТИМОШЕНКО, правда, не столь активно.
В первый день протеста им удалось собрать около 5000 митингующих вместо анонсированных 10 000. В основном это ветераны антитеррористической операции (АТО) и общественники - представители батальонов “Донбасс”, “Айдар”, “Штаб блокирования торговли с оккупантами”, “Движение новых сил”, а также приезжие из регионов. Власть к акциям протеста подготовилась серьезно - административный квартал Киева перекрыли металлическими щитами, а также стянули туда более 3000 полицейских и сотрудников Нацгвардии. Стражи порядка помешали установить сцену, но пронести палатки и разбить палаточный городок протестующим все же удалось.
Что требуют
Организаторы и участники протестов потребовали от парламента отменить депутатскую неприкосновенность, изменить избирательное законодательство, сделав партийные списки открытыми, а также создать антикоррупционный суд.
Директор украинского института анализа и менеджмента политики Руслан БОРТНИК полагает, что их цель не вывести людей на Майдан, а получить поддержку со стороны западных элит (которые не хотят выборов и импичмента президента); создать условия для полноценного политического кризиса, при котором потом можно будет поставить вопрос о досрочных выборах и импичменте. О последнем Михаил Саакашвили уже громогласно заявил с трибун.
Кто за этим стоит и почему сейчас
Есть несколько основных версий того, кому выгодны массовые акции протеста в Украине и кто их истинный куратор.
Запад
По мнению Руслана Бортника, часть западных элит недовольна тем, что Порошенко сконцентрировал всю власть в своих руках и перестает быть чувствительным к их “пожеланиям”. Последними каплями стало размещение Украиной облигаций внешнего займа (как аргумент в торгах с МВФ), отказ от повышения цен на газ и отказ от создания антикоррупционных судов (элемента контроля над президентом и его окружением). Таким образом, их цель - ослабить президента, заставив его снова обратиться за помощью.
Россия
Акции протеста под стенами Верховной рады могут быть очень выгодны Кремлю, считают некоторые эксперты и многие граждане. Захватив Крым и продолжая необъявленную войну на Донбассе, России нужна слабая Украина. И ничто так не ослабляет ее, как внутренние конфликты. С этой целью уже давно ведется массированная информационная кампания, в которой события в Украине подаются только в негативном ключе.
Местные олигархи и окружение президента
“Украинские олигархи, которых президент ограбил, многих заставил эмигрировать, остальных превратил в “младших партнеров”. Их цель - ослабить президента, хотя бы частично компенсировать потери”, - предполагает Руслан Борник. Допускает политолог и то, что в этом может быть заинтересована часть нынешней власти и окружение самого Порошенко. Ведь давно не секрет, что парламентская коалиция “Блока Петра Порошенко” (БПП) с “Народным фронтом” не такая уж и коалиция. По мнению Бортника, “Народный фронт” стремится снять давление на главу МВД Арсена АВАКОВА и всю команду, получить гарантии политического долгожительства после 2019 года, когда должны пройти очередные президентские выборы (плюс передел бюджета, плюс должности при переформатировании). А силовики и часть окружения президента запугивают его, как и предыдущего “гаранта”, и пытаются таким образом усилить свое влияние.
Сама власть
Так считают некоторые нардепы. По их мнению, “то, что сейчас происходит в правительственном квартале, - это общий план Порошенко и Саакашвили, направленный на полную дискредитацию и полное подчинение украинского парламента администрации президента”.
В том, что акции протеста выгодны самой власти, уверен и политический эксперт Дмитрий СПИВАК:
“Задача псевдореволюционеров проста. Продемонстрировать обществу, что может произойти, если власть возьмет улица. Страх перед очередными социальными потрясениями и высокий уровень недоверия к организаторам акций неминуемо должны привести к желанию сохранить баланс и хоть какую-то политическую стабильность”.
Эту теорию словно подтверждают последние рейтинги политических сил. По данным Центра Разумкова, у Порошенко уже 14 процентов против 8 всего месяц назад. И это несмотря на провалы по многим направлениям и общее недовольство властью. Да и премьер впервые набирает более 4 процентов, несмотря на ухудшение жизни людей. При этом рейтинги лидеров протестного движения так и остаются на уровне нескольких процентов.
Ще не верит Украина!
Каковы же текущие итоги акции протеста под Верховной радой? Президент Украины к происходящему относится, во всяком случае пока, сдержанно, отреагировав лишь на одно из требований - отменить депутатскую неприкосновенность.
“Я рад тому, что мои инициативы нашли такой отклик и в сердцах людей, и у организаторов акций. Еще два года назад я внес проект изменений в Конституцию, которые предусматривали отмену депутатской неприкосновенности”, - заявил Порошенко.
Этот проект закона президент таки внес на рассмотрение Верховной рады, причем в первый же день протестов, 17 октября. И уже через три дня парламент включил его в повестку дня и направил для заключения в Конституционный суд. Когда же суть дойдет до дела, не знает никто.
Спустя неделю после начала акции протестующие, называющие себя “Революционным лагерем”, приняли решение не расходиться. А вот его лидеры разъехались по регионам - проводить агитационную работу.
Как ни пытались организаторы имитировать настоящую революцию (устраивали потасовки и даже разбирали мостовую), общенародной акция Саакашвили, по мнению экспертов, так и не стала. Возможно, потому, что не была организована народом - недовольными киевлянами, независимыми общественными активистами, которые приходят не за 100 гривен, а потому, что уже не могут сдержать свой внутренний протест. К тому же с самого начала основными игроками здесь выступили политические партии, а украинцы им доверяют мало. Как, впрочем, и действующей власти.
Верно сказал украинский философ Сергей ДАЦЮК о том, что нынешние требования протестующих “слишком малы” для революционной смены системы. Людям попросту не за кем идти, утверждают политические эксперты.
Дмитрий Спивак: “Трагедия нынешней политической ситуации заключается в том, что людям предоставляют никчемный и заранее проигрышный выбор. Точнее, его реальное отсутствие. Негативное отношение к действующей власти совершенно сопоставимо с негативным отношением к тем, кто называет себя оппозицией и выступает за свержение этой власти”.
Директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий КУЛИК: “Объективно можно отметить, что в лагере возле Верховной рады не ощущается творчества масс, креатива протеста, живого Майдана. Там все еще мало молодежи и студентов. Молодежь идет туда, где есть искренность и доверие. Они ощущают это сердцем и не доверяют словам”.
Будет ли “Третий Майдан”?
Пока “Михо-Майдан”, как уже успели окрестить нынешнюю акцию в народе, еще далек от настоящей революции. Но не стоит забывать, что уровень жизни украинцев все так же низок, а недовольство властью традиционно высоко. А потому, по мнению многих экспертов, при определенном стечении обстоятельств “Третий Майдан” в Украине все же возможен.
Директор центра “Демократические инициативы” социолог Ирина БЕКЕШКИНА считает, что нынешний протест перерастет в новый Майдан лишь в том случае, если власти применят в отношении митингующих силовые методы. Так, как это было в 2013-м.
Допускает возможность обострения и Руслан Бортник, но в двух случаях: “Настоящий Майдан возможен в случае выдвижения социально резонирующих, а не узкополитических требований. Не “неприкосновенность”, “антикорсуды” и “избирательное законодательство”, а расследование и наказание участников “Роттердама+”, снижение коммунальных тарифов в два раза как минимум, регулирование цен, пересмотр людоедских реформ, наказание коррупционеров из окружения президента и процедура импичмента для Порошенко, досрочные парламентские выборы. Но в этом случае оппозиция боится вступать в конфликт с олигархами, часть которых сидит на “Роттердаме”, и “сделать что-то не то”, с точки зрения западных партнеров.
Во-вторых, в случае силовой эскалации - попыток разогнать протест, убийств/покушений/исчезновений лидеров акции. Эти шаги способны вызвать эмоциональную реакцию у общества”.
Опасается “Третьего Майдана” и даже называет дату его возможного начала волонтер проекта “Вернись живым” Виталий ДЕЙНЕГА: “В ноябре-декабре Россия попробует дестабилизировать ситуацию в Украине, но этим атакам нужно противостоять, потому что “Третий Майдан” может стать последним для Украины. Будут попытки дестабилизации, какие-то провокации. Это может быть что угодно, в том числе и псевдонападения на филиалы российских компаний”.
Похожие опасения высказывает и Виталий Кулик: “Можно ожидать событий, которые усилят протестные настроения и выведут людей на улицы. Протест получит новое дыхание и сможет претендовать на фокус общественной трансформации. Речь идет о событиях “глобальной несправедливости”: неадекватное решение власти атаковать палаточный городок, смерть “героя” и т. д. Не стоит списывать со счетов и внешний фактор: Россия заинтересована в дестабилизации режима”.
А вот какого мнения придерживается Дмитрий Спивак: “Классическая революционная ситуация вроде бы созревает, но реальной революции и смены системы не будет, пока в лидерах оппозиции будут ходить эти персонажи. Между “верхами” и “низами” образовалась целая пропасть. В конечном итоге вся эта ситуация играет на пользу действующей власти. И чем более будет маргинализироваться протест, тем более безальтернативными могут казаться нынешние правители.
Мой прогноз таков. Выборы главы государства состоятся в конституционный срок, в мае 2019 года. И пока не появится политик, которому будут доверять не менее 35-40 процентов наших граждан и который сможет по-настоящему объединить внепарламентскую оппозицию и наиболее активную часть экспертного сообщества, ничего кардинально изменить не удастся. В том числе и через уличные протесты”.
Инна ПОЛЯК, специально для газеты “Время”, фото автора и с интернет-ресурсов, Киев

