Ангельский акцент

В Германии, где развернулись предвыборные баталии вокруг поста канцлера, обвиняют Меркель в политической капитуляции перед США и “неправильной” политике в отношениях с Россией
В преддверии выборов в Германии полемика между канцлером Германии Ангелой МЕРКЕЛЬ (на снимке) и ее основным соперником, представителем Социал-демократической партии (СДПГ) Мартином ШУЛЬЦЕМ (на снимке), резко обострилась. Независимость канцлера от США и политика в отношении России становятся центральными вопросами предвыборной кампании.

"На посту канцлера ФРГ я буду выступать за вывоз ядерных вооружений, находящихся на территории Германии, - заявил на этой неделе Мартин Шульц, соперник Ангелы Меркель на ближайших выборах. - Если боеголовки складированы в Рейнланд-Пфальце, то их нужно оттуда вывезти”.
По словам кандидата в канцлеры Германии, нынешний конфликт президента США Дональда ТРАМПА с Северной Кореей только доказывает срочную необходимость “ограничить распространение ядерных вооружений” и продвигать идею полного отказа от них.
Кроме того, Шульц обвинил Меркель в политической капитуляции перед США, когда она согласилась выполнить план по увеличению финансирования военных программ НАТО на сумму, равную 2% германского ВВП. Действующий канцлер Германии согласилась ежегодно направлять на эти цели $35,3 млрд.
“Это недопустимо, чтобы Германия без каких-либо вопросов и комментариев принимала участие в гонке вооружений, к которой призывает Трамп”, - добавил кандидат от социал-демократов на встрече с избирателями.
Соратники Меркель из ее партии “Христианско-демократический союз” (ХДС) ответили Шульцу потоком встречных обвинений. Официальный представитель ХДС Юрген ХАРДТ в интервью СМИ заявил, что обвинения Шульца - это “признак отчаяния”, который царит в СДПГ, уступающей по соцопросам партии Меркель. “Политика безопасности - это очень сложный вопрос, который не стоит обсуждать огульно и в стиле уличной полемики”. По мнению опрошенных Газетой.Ru экспертов, вопрос независимости канцлера будет одним из ключевых в ходе немецкой предвыборной дискуссии.
"Все канцлеры Германии были достаточно авторитарными фигурами, - считает руководитель центра германских исследований Института Европы РАН Владислав БЕЛОВ. - Начиная с Конрада АДЕНАУЭРА, первого канцлера ФРГ после Второй мировой, все они принимали важные для страны решения единолично”.
Эксперт напомнил также о канцлере и социал-демократе Вилли БРАНДТЕ. Управляя Западной Германией в 1970-х годах, он, несмотря на “холодную войну”, смог принять волевое решение и определить новую “восточную политику”, с которой началась нормализация отношений ФРГ с СССР. Этот подход, в свою очередь, заложил основу для объединения Германии в 1989 году.
Меркель также принимает важные решения. “Например, в марте 2011-го, после аварии на японской АЭС “Фукусима”, она решила отказаться от атомной энергии, - считает Белов. - Или в 2015 году она провозгласила программу “Мы справимся” (Wir schaffen das), которая оставила двери Германии открытыми для мощного миграционного потока из стран Ближнего Востока”.
Впрочем, у нынешнего канцлера Германии есть одна слабая сторона с точки зрения предвыборной кампании: ее ориентация на союз с США - курс, который вызывает вопросы у многих немецких политиков.
“Дело в том, что канцлер всегда был главным политиком, определяющим курс Германии, - считает доцент кафедры политической истории МГИМО Кирилл КОКТЫШ. - Между тем Ангела Меркель признала фактор прямой зависимости Германии от США. Это произошло при президенте США Бараке ОБАМЕ. На это были свои резоны. ВС США увеличили свое присутствие в Германии на тысячи человек, а Вашингтон в свою очередь позволил Берлину усилить экономическое влияние в Евросоюзе и фактически стать главной страной в Европе. Однако далеко не всегда американский курс Меркель совпадал с интересами собственно Германии”.
В Германии расположено рекордное число военных баз США - 172. Большинство из них сделаны по принципу моногорода и требуют больших вложений. Например, военно-воздушная база США в немецком Раммштайне требует поддержания инфраструктуры, в которую входят школы, госпитали и различные учреждения для семей военнослужащих. В 2015 году американские СМИ сообщали, что Пентагон собирался разместить на германских базах около 20 ядерных бомб B61-12.
В Германии также есть и небольшие американские базы - так называемые территории совместной безопасности, на которых обслуживаются беспилотные летательные аппараты, разведывательные самолеты и находятся склады с вооружением.
Соперники Меркель особенно критиковали ее за готовность идти навстречу требованиям Трампа относительно трат на оборону НАТО. Трамп неоднократно требовал от союзников увеличить военные расходы на Североатлантический альянс до 2% ВВП.
В таком случае Германии пришлось бы значительно увеличить свои военные расходы до уровня, который, по словам немецких чиновников, может быть неразумным и непрактичным.
Министр иностранных дел, член СДПГ Зигмар ГАБРИЭЛЬ отверг требования Трампа. То же самое сделала министр обороны Германии Урсула фон дер ЛЯЙЕН. Кроме того, она опровергла утверждение Трампа о том, что ФРГ “задолжала огромные суммы”, пользуясь американскими деньгами для НАТО. По словам фон дер Ляйен, есть разные способы измерить вклад стран - членов НАТО в этот альянс, а сам Трамп не понимает, как работает этот оборонный союз.
По данным издания Politico, в 2016 и 2017 годах на долю США пришлось 22,14% оборонных расходов НАТО. Германия является вторым крупнейшим вкладчиком, заплатив 14,65%. Далее идут Франция (10,63%) и Великобритания (9,85%).
Отношения с Россией - еще одно поле для предвыборных баталий в Германии. Представители СДПГ не раз критиковали Меркель за слишком быструю поддержку нового пакета американских санкций против России, хотя против них выступало даже руководство ЕС. Например, в августе глава Еврокомиссии Жан-Клод ЮНКЕР требовал от Трампа дополнительных гарантий, что антироссийские санкции США не отразятся на экономических проектах ЕС с Россией.
Глава МИД Германии социал-демократ Зигмар Габриэль заявил, что новый закон о санкциях в отношении России неприемлем, так как противоречит международному праву и интересам европейских предприятий.
“Санкционная политика не является подходящим инструментом для продвижения национальных интересов экспорта и отечественной энергетической отрасли”, - отметил министр.
О том, что Меркель забыла один из основополагающих принципов германской послевоенной политики, напомнил и российский президент Владимир ПУТИН 17 июня. Это заявление было сделано по печальному поводу: накануне скончался первый канцлер объединенной Германии Гельмут КОЛЬ. По словам Путина, взгляды Коля на отношения России и Германии помогли российскому лидеру сформировать взгляд на европейскую политику.
“Они не только произвели на меня большое впечатление, но и в какой-то степени, в значительной степени, изменили мой собственный взгляд на эти процессы”, - говорил Путин.
По мнению Кирилла Коктыша, слова российского президента были отчасти адресованы и Меркель. “Дело в том, что Меркель изначально была протеже Коля, а спустя годы она же была одним из тех политиков, которые вытеснили его из политики”, - напомнил эксперт. Гельмут Коль, несмотря на то, что построил свою карьеру в партии ХДС, тем не менее признавал, что хорошие отношения с Россией - одна из ключевых задач для успешной политики Германии во всем регионе, добавил Коктыш.
Газета.Ru

