3412

Пятиэтажка ненависти

Сейчас я нахожусь в Тюмени. Благополучный, сытый край, где люди давно перестали оглядываться на Москву. Однако нынче тюменцы везде говорят о столичных пятиэтажках. Говорят с ненавистью и какой-то обреченной завистью. О расселении пятиэтажек я слышала и в петербургском метро, трамвае, на вокзале. Заметьте, что и в Петербурге, и в регионах тоже есть программы реновации. Там тоже расселяют многоквартирные дома, в том числе хрущевки. Однако денег на программы нет, расселение идет вяло, в Петербурге программа породила много обиженных и мало реально переселенных.

Удивительное дело - в регионах свои программы реновации территорий ругают за то, что они провалились и переселить почти никого не удалось, а московскую - за то, что, похоже, провалиться ей не дадут и всех, кого надо, переселят.
Народ взволнован. Народ зол и завидует. У народа справедливо возникло чувство несправедливости.
Причин много. Первая и главная - усталость от закармливания Москвы. Вcю жизнь наш человек видит, как Москву откармливают. В советское время из всей страны вывозили последнее, чтобы на московских прилавках не зияли пустоты. Люди годами не видели в своих городах ни мясной вырезки, ни колбас, ни порой масла и знали, что Москва отлично ела. В постсоветское время придумали вдруг московские надбавки, столичные коэффициенты к пенсии. Сколько себя помню, столько и слышу разговоры чиновников о том, что жизнь в Москве дорогая и москвичам нужно индексировать расходы. Но это неправда. Продукты, одежда, косметика, бытовая техника, автомобили, коммунальные услуги и многое-многое другое в Москве всегда были дешевле, чем в провинции.
В Москве жизнь ежедневная, рутинная дешевле, чем в регионах. Дороже только транспорт и жилье. Но ведь не на жилье же столичным пенсионерам делают безумные по меркам провинциалов надбавки! В народе московские зарплаты и пенсии считают затыканием ртов. Чтобы хотя бы вокруг Кремля у людей не урчало в желудках.
Программу переселения пяти­этажек вне Москвы люди воспринимают как очередное жертвоприношение этим желудкам. Появились у голодной страны свободные деньги - подкорми Москву, остальные на своих двоих до Кремля все равно не дойдут. По всей России люди живут в бараках, у многих на 10-20 квартир один уличный туалет, но никто не спешит их расселять - денег нет. А на расселение крепких благоустроенных пятиэтажек в Москве деньги есть.
Столичные горожане переживают, не вытолкают ли их из уютных крепких домов у Таганского парка, а в регионах люди нередко даже хотят, чтобы куда-нибудь “этих москвичей” уже вытолкали.
Потому что сто лет смотреть, как в обход страны всю Москву кормят, сил нет.
Но не только зависть и ненависть к Москве настроили народ против пятиэтажной эпопеи. Наши люди, не буду спорить, очень ценят государственный патернализм и раздачу благ. Но больше всего россияне нервничают, когда блага эти раздаются в случайно-произвольном порядке. И московскую лотерею с расселением ненавидят сейчас не только за пределами Москвы.
Получается, что миллионные интересы встают на кон по воле случая. И что все решалось 50 лет назад, когда одни получили ордер на квартиру в хрущевке, а другие - в девятиэтажных панельных домах, построенных чуть позже пятиэтажек.
Я охотно верю, что множество москвичей поддерживают проект реновации. Желающих сыграть с государством в русскую рулетку в нашей стране всегда было много. Для них жители попавших в программу домов - счастливцы, которым выпала удача бесплатно обменять старые квартиры на новые.
И мне, признаюсь, их зависть не совсем чужда. Например, наш квартал входит в петербургскую программу реновации. У нас квартира в 9-этажном панельном доме 1960-х годов постройки. А напротив нас более ранние хрущевки. Я уже сейчас думаю: доживет ли наш дом до взросления дочери? не останется ли она без квартиры? будут расселять девятиэтажки? Вряд ли. А пятиэтажки расселят, и людям не надо переживать о судьбе своих квартир.
Мне не нравится такой подход к реализации дела.
Я вижу, что в Петербурге и Смольный осознает истинный масштаб недовольства. Потому что, прежде чем сносить пятиэтажки, в нашем районе сделали хороший косметический ремонт девятиэтажных домов. Чтобы, стало быть, люди, живущие в этих тогдашних “высотках”, построенных чуть позже хрущевок, не позеленели от злости. А меж тем кто-то завидует и нам...
А правило “пускай же деньги достанутся хоть кому-то” здесь не работает: у нас у всех одна жизнь, и жизнь эта у тех, чья самая ценная собственность - квартира в хрущевке или в панельном доме, непростая. Лично я не вижу никаких причин для изъятия из городского кармана денег для раздачи новых квартир другим людям. И уж тем более не вижу причин тратить 6 трлн. рублей (почти $102,7 млрд.) на расселение московских хрущевок. Это жесткая, но честная позиция.
Программа реновации - раздача гражданам денег в произвольном порядке. И неважно, чем она обернется на практике, получат расселенные москвичи хорошее жилье или останутся на улице. Важно, что государство декларирует принцип несправедливого и случайного распределения благ.
Если в Москве расселят полтора миллиона человек, у них появится несколько миллионов ненавистников. Примерно столько же жителей аналогичных старых домов (например, девятиэтажек), не попавших в программу. И миллионов пять-семь тех, кто живет еще хуже, но надежды на новое жилье не имеет. В одной только Москве бенефициаров реновации будут не любить минимум семь миллионов человек. Из них миллион или два доведут себя до настоящей ненависти. У нас и так общество предельно разрозненно. Процессу объединения жителей России в граждан всего-то несколько лет. И нет лучшего способа поселить в людях рознь, как демонстративно одарить полтора миллиона жителей неплохих квартир новыми квартирами.
Для москвичей вся история с переселением из хрущевок - один большой страх потерять жилье у старого парка, для остальной России - страх, что на москвичах деньги закончатся. Страх и, конечно же, зависть.

Анастасия МИРОНОВА, обозреватель, Газета.Ru

Комментарий в тему

Александр РЫКЛИН, главный редактор российского “Ежедневного журнала”:

Окончательное решение по этой “афере века” будет принимать Путин

- С того самого момента, как мэрия Москвы обнародовала список из первых четырех с половиной тысяч домов, подлежащих сносу в столице, заинтересованная общественность застыла с раскрытым ртом возле карты будущих разрушений. Пожалуй, со времен нашествия французов в довольно далеком уже 1812 году наш город не переживал бедствия сопоставимого масштаба. Воображение рисует апокалиптические картины уничтожаемого города, в котором будут снесены целые районы…
И я представляю себе экскаваторы, которые со страшным грохотом днями и ночами в свете прожекторов грузят в эти самосвалы строительный мусор, который еще несколько часов назад был жилым домом…
Интересно, сколько понадобится экскаваторов и самосвалов - сотни, тысячи? А гастарбайтеры? Где строительный комплекс Москвы возьмет столько рабочей силы? В Москву переедет оставшаяся половина Средней Азии? Но если вы не мизантроп, то тяжелые переживания по поводу не вполне стихийного бедствия, которое вот-вот обрушится на наш любимый город, вы вполне можете компенсировать радужными размышлениями о том, сколько новых долларовых миллиардеров и миллионеров появится в России, после того как эта изумительная афера будет воплощена в жизнь! Потому что ради этого все и затевалось! А вовсе не для того, чтобы испортить вам жизнь и выгнать с насиженных мест сотни тысяч людей… Не фашисты же наши начальники в конце концов. Они просто жулики и воры!
3 мая спикер Госдумы Вячеслав ВОЛОДИН выступил с предложением перенести на июль второе чтение закона о сносе нескольких тысяч домов в столице. Ожидаемое решение, особенно если учитывать, что за день до этого президент России Владимир ПУТИН высказался в том смысле, что ни за что на свете не подпишет данный закон, “если он будет нарушать права граждан на собственность”. Кроме того, президент поручил правительству еще раз “как следует, досконально, в том числе в диалоге с общественностью”, проработать данный закон. Впрочем, мэр Москвы Сергей СОБЯНИН формат этого “диалога” уже обнародовал. По словам градоначальника, если треть жителей дома высказывается против сноса, то мероприятие отменяется. Пикантная подробность заключается в том, что все, кто вообще не проголосует на сайте мэрии в период с 15 мая по 15 июня по данному вопросу, считаются высказавшимися за снос их жилого строения. Впрочем, даже учитывая безграничный административный ресурс, коим располагает мэрия, исход этого фантастического проекта далеко не очевиден.
Как объясняют компетентные люди, “московская строительная банда” вовсе не рассчитывала на стопроцентный успех. В самых высоких московских кабинетах заинтересованным гражданам доходчиво объясняли, что масштабы аферы столь грандиозны, что дело, скорее всего, не выгорит. Особенно учитывая, что на дворе предвыборный год, а имиджевые издержки таковы, что на берегу даже не поддаются осмыслению.
Но ситуация стала переламываться в тот момент, когда возникли самые общие и предварительные подсчеты по поводу коррупционной составляющей. Она, дескать, выглядела столь грандиозной, что сразу стало понятно: хватит на всех.
Нет никаких сомнений в том, что окончательное решение по этой “афере века” будет принимать Путин. Москва для Путина крайне важна. Особенно когда выборы уже практически завтра. Поэтому он будет смотреть на исход борьбы между Собяниным и горожанами. Если Путин увидит, что мэр ситуацию продавливает, он, вне всякого сомнения, займет его сторону. Если москвичи будут брать верх в этом противостоянии, президент не поддержит снос домов в столице… В любом случае к середине лета вопрос окончательно и бесповоротно прояснится.

ej2015.ru



Поделиться
Класснуть