Космический прорыв
Теперь американская ракета-носитель Falcon-9 первой в мире получила статус многоразовой и теоретически может готовиться к третьему старту
В пятницу компания SpaceX произвела успешную посадку первой ступени ракеты Falcon 9 после ее запуска со спутником SES-10. Таким образом, компании удалось не только повторно запустить первую ступень ракеты, которая уже использовалась ранее, но и посадить ее на платформу. "Это будет революция в космических полетах. 15 лет ушло на то, чтобы достичь этого", - в прямом эфире прокомментировал запуск основатель SpaceX Илон МАСК (на снимке).
Компания SpaceX впервые запустила уже использованную ракету, первую ступень которой ранее успешно вернули на морскую платформу. В ходе нынешнего старта ступень также приземлилась на платформу. Теперь ракета-носитель Falcon-9 первой в мире получила статус многоразовой и теоретически может готовиться к третьему старту. Трансляцию старта компания вела на YouTube. Успешный запуск был встречен аплодисментами, свистом и улюлюканьем.
"Невероятный день... полностью успешный запуск", - прокомментировал достижение глава SpaceX Илон Маск. Он напомнил, что путь к возврату на Землю и повторному использованию ракеты-носителя занял у компании 15 лет. "И многие указывали, что это невозможно", - отметил он, поблагодарив сотрудников за работу.
Первый раз использованная в ходе нынешнего старта ступень ракеты использовалась в апреле прошлого года. Тогда носитель выводил на орбиту космический корабль Dragon с грузом для экипажа Международной космической станции.
Главной целью амбициозного проекта SpaceX называлось снижение издержек для запуска спутника в космос. Первая ступень Falcon 9 изначально проектировалась как многоразовая, однако до нынешнего дня компания еще ни разу не запускала повторно уже использованные ступени.
Президент SpaceX Гвен ШОТВЕЛЛ в ходе веб-трансляции заявила, что компания надеется когда-нибудь использовать ракеты подобно самолетам: "Мы надеемся на приземление (ракеты) и новый старт в течение того же дня".
Запуск геостационарного спутника связи SES-10 был осуществлен со стартовой площадки, расположенной в Космическом центре Кеннеди во Флориде.
Первая ступень - самая тяжелая и дорогостоящая часть ракеты-носителя, в ней расположены самые мощные двигатели и большая часть топлива. По расчетам SpaceX, ее многократное использование позволяет примерно на треть снизить стоимость доставки грузов на орбиту. Сейчас цена запуска Falcon 9 составляет $62 млн. Предположительно повторное использование первых ступеней ракеты может снизить ее примерно до $40 млн.
Впрочем, ни люксембургский оператор связи SES, ни SpaceX не раскрывают стоимости нынешнего запуска. В октябре прошлого года SpaceX упоминала о десятипроцентной скидке на запуск при использовании ракеты второй раз.
NEWSru.com
А тем временем
Оптимистический брак
Все двигатели второй и третьей ступеней российского "Протона" оказались бракованными
Дефекты нашли у 71 двигателя для ракет-носителей "Протон-М", или у всего задела по второй и третьей ступеням. Бракованные двигатели подлежат переборке на Воронежском механическом заводе (ВМЗ), сообщило в минувший четверг РИА "Новости" со ссылкой на генерального директора НПО "Энергомаш" Игоря АРБУЗОВА.
"В настоящее время подписан график проведения работ, значительная их часть будет проведена в 2017 году, но мы понимаем, что какая-то часть неминуемо перейдет на 2018 год", - сообщил Арбузов.
Основная задача при этом, по его словам, не сорвать график запусков по Федеральной космической программе, стартам в интересах Министерства обороны РФ и коммерческим пускам. По двигателям для "Союзов" требуется обеспечить необходимый задел для соблюдения графика доставки новых экипажей и грузов на Международную космическую станцию, добавил гендиректор.
В январе сообщалось, что "Роскосмос" отзывает все двигатели для двух ступеней ракеты-носителя "Протон" после того, как в них при огневых испытаниях были выявлены неполадки. Выяснилось, что при сборке компонентов использовался припой (материал, применяемый при пайке для соединения заготовок. - NEWSru.com.), не соответствовавший технической документации. Эксперты выражали опасение, что отзыв двигателей неминуемо скажется на графике пусков с космодрома Байконур.
По мнению Арбузова, марки припоя при сборке двигателей были перепутаны не сознательно. Однако он отметил, что на предприятии нарушались правила хранения припоя и был недостаточный контроль за передвижением материалов в процессе производства. "И хотя на ВМЗ в свое время была выявлена недостача партии одной из марок припоя, группа товарищей дружно подписала акты списания и не стала вникать, куда девался списанный припой нужной марки. Поразительно, что все это было ясно еще в 2015 году", - констатировал глава "Энергомаша".
По словам Арбузова, уже тогда можно было не допустить появления проблемы на двигателях, изготовленных позже этого срока. Между тем "халатное отношение к своему делу на заводе позволило зайти проблеме очень далеко", и дефектные двигатели продолжали массово выпускать в 2015 и 2016 годах, поэтому все их теперь требуется перебрать, признал гендиректор.
Кроме того, обратно на ВМЗ были отозваны двигатели 11Д55 (РД-0110) - после аварии ракеты "Союз-У" 1 декабря 2016 года, из-за которой был утрачен корабль "Прогресс МС-04" с грузами для экипажа МКС. Госкомиссия пришла к выводу, что наиболее вероятной причиной аварии стало вскрытие бака третьей ступени "Союза-У" из-за попадания посторонних частиц при сборке в насос окислителя.
Между тем пресс-секретарь президента РФ Владимира ПУТИНА Дмитрий ПЕСКОВ в разгар обсуждений аварии "Союза-У" и в день известия об отзыве бракованных двигателей для "Протонов" призвал с оптимизмом смотреть в будущее космической отрасли и не зацикливаться на неудачах. "Говорить об одних неудачах вряд ли приходится. Космическая программа рассчитана на длительную перспективу, она состоит из большого количества проектов, и ряд из них выполняется весьма успешно", - подчеркнул он.
NEWSru.com