Санкции - в заначке

Как Дональд Трамп может исправить “любой косяк” Барака Обамы
Администрация Дональда ТРАМПА и лично новый президент США в минувший четверг опровергли смягчение антироссийских санкций. Ранее Минфин США опубликовал “Генеральную лицензию номер 1”, в которой шла речь о смягчении ограничительных мер, введенных 28 декабря против Федеральной службы безопасности (ФСБ) России после обнародования информации о возможном вмешательстве РФ в президентские выборы. “Я ничего не смягчал”, - заявил Трамп, отвечая на вопросы журналистов об ослаблении антироссийских санкций в ходе встречи с представителями компании Harley-Davidson в Белом доме. Издание Газета.ru разобралось, какие механизмы отмены ограничительных мер против России есть в арсенале Дональда Трампа и насколько юридически эта процедура осуществима.
Министерство финансов США смягчило санкции в отношении Федеральной службы безопасности РФ, об этом говорится на сайте ведомства. Распоряжение американского Минфина разрешает совершать сделки и действия с участием ФСБ. Кроме того, документ предполагает, что ФСБ может запрашивать, получать, приобретать лицензии и разрешения для экспорта и реэкспорта информационных технологий. Вместе с тем подобные действия в отношении товаров и услуг в Крыму остаются под запретом.
Однако официальный представитель Белого дома Шон СПАЙСЕР практически сразу поспешил подчеркнуть, что речи об отмене санкций не было. “Мы не ослабляем санкции. Насколько я знаю, это традиционная практика Минфина”, - отметил он.
Вместе с тем ранее действия, которые новым документом Минфина стали допустимыми, были вовсе запрещены. И ограничения могли бы и не подвергаться корректировке со стороны американского ведомства даже после смены руководства Белого дома. Однако после оценки введенных ограничений Минфин, вероятно, решил “уточнить” и убрать некоторые из них.
Возможности Трампа ослабить санкционный режим против России вызывают нескрываемое беспокойство конгрессменов. В начале 2017 года американские сенаторы предложили законопроект о “всеобъемлющих” санкциях против российских должностных лиц и иностранных компаний. Авторы документа, в числе которых сенаторы, республиканец Джон МАККЕЙН и демократы Бен КАРДИН и Роберт МЕНЕНДЕС, предлагали принять дополнительные санкции в качестве “симметричного ответа” на кибератаки, за которыми, по их утверждениям, стоит Кремль. Однако этот проект завис в сенате.
Что не менее важно - они пытались придать силу закона четырем исполнительным актам предыдущего президента США Барака ОБАМЫ о санкциях против России. В декабре 2014 года такая попытка уже предпринималась, но тогда Белому дому удалось сохранить временный статус введенных санкций.
Если эти акты примут статус закона, то санкции США против России станут постоянно действующими и их отмена потребует не простого президентского указа, а согласования конгресса США и сложной юридической процедуры.
При этом в конце прошлого года, 29 декабря, власти США уже объявили о введении дополнительных санкций под тем же предлогом - кибератаки, источником которых якобы была Россия. Тогда ограничения коснулись некоторых российских компаний, Федеральной службы безопасности и Главного управления Генштаба ВС РФ. Из США также выслали 35 российских дипломатов и сообщили о закрытии двух российских учреждений в штатах Нью-Йорк и Мэриленд.
Американские законы закрепляют за президентом право объявить о наличии “необычайной и чрезвычайной угрозы национальной безопасности, иностранной политике или экономике Соединенных Штатов, источник которой полностью или в значительной степени находится вне Соединенных Штатов” и ввести специальными указами ограничительные меры.
Напомним, первые санкционные меры в отношении России были приняты за две недели до присоединения Крыма - 4 марта 2014 года американцы заморозили инвестиционное и военное сотрудничество с Россией. Еще с конца февраля того же года Обама уже выступал с заявлениями о “дестабилизирующем факторе” российского участия в конфликте.
В течение марта президент Обама издал три указа, а спустя полгода еще один - так называемые executive orders, которые и заложили основу будущей санкционной политики США в отношении России.
Сначала два президентских акта - № 13660 от 6 марта 2014 года и № 13661 от 16 марта 2014 года - установили режим чрезвычайного положения в США, а также ввели персональные санкции. Особенностью акта № 13661 стало то, что за секретарем казначейства закреплялось право дополнять санкционный список по согласованию с госсекретарем.
Таким образом, администрированием и реализацией этих санкций занялось Агентство по контролю над иностранными активами - OFAC (Office of Foreign Assets Control), являющееся подразделением Министерства финансов США, специализирующимся именно на экономических санкциях.
Особенность президентских executive orders заключается в том, что в отличие от основных политических инициатив в США президентские исполнительные акты имеют силу закона и не требуют утверждения законодательной ветвью, если они не противоречат Конституции.
Гипотетически президент США Дональд Трамп может отменить указы своего предшественника. А отмена президентских актов в свою очередь повлечет за собой отмену решений Минфина США и санкций в целом.
“Executive orders президент США может издать по любому вопросу. Следующий президент - а это самая большая интрига - росчерком пера может отменить любой подобный указ предыдущего президента. В этом нет никакой проблемы. То есть все косяки, которые наделал Обама, Трамп при желании может отменить. Минфин при этом ничего сделать не сможет”, - рассказывает доктор юридических наук (США), профессор ВШЭ Александр ДОМРИН.
Еще 22 сентября прошлого года американские конгрессмены внесли на рассмотрение законодательный акт в поддержку Украины, в котором говорится, что санкции с России могут быть сняты лишь после того, как Киев полностью восстановит суверенитет над восточными границами.
Законопроект дает президенту США свободу в том, что касается возможности ввода “дополнительных санкций” в связи с Крымом. Правда, документ завис в сенате, но даже если он и будет принят, у Трампа будет возможность обойти часть положений закона по соображениям “национальной безопасности”.
Все акты, связанные с санкциями, принимались на год. Однако перед уходом с должности Барак Обама продлил действие санкций еще на год. В его указе сказано, что действия России на Украине продолжают представлять “необычайную и чрезвычайную угрозу национальной безопасности и зарубежной политике США”.
Газета.ru
Кстати
Крым - не ваш!
Новый постпред США при ООН Никки ХЕЙЛИ вчера, во время своего первого выступления, заявила, что антироссийские санкции должны быть в силе, пока Москва не отдаст Украине контроль над возвращенным в состав России Крымом.
“Крым - это часть Украины. Введенные нами санкции, касающиеся Крыма, останутся в силе, пока Россия не вернет Украине контроль над полуостровом”, - сказала она.
Также Хейли обвинила Москву в эскалации конфликта на Украине.
“Этого не должно было случиться, так быть не должно. Мы (Вашингтон. - Ред.) на самом деле хотим улучшения отношений с Россией. Однако вопиющая ситуация на востоке Украины заставляет строго осудить действия России”, - цитирует Reuters слова постпреда.
Газета.ru

