1177

Пусть рухнут все, но торжествуют Штаты!

Президент Дональд ТРАМП (на снимке) подписал указ о выходе США из Транстихоокеанского партнерства (ТТП), которое он расценивал как одну из главных угроз экономике Штатов. Страна вступила в ТТП во время президентства Барака ОБАМЫ. Среди прочих дел, которые успел сделать Трамп в первый рабочий день (в минувший понедельник. - Ред.), - объявление о масштабной налоговой реформе.

“Это великолепная вещь для американского рабочего, и мы только что ее сделали”, - сказал Трамп сразу после подписания указа о выходе США из Транстихоокеанского партнерства.
О намерении США выйти из ТТП стало известно 20 января, сразу после вступления Дональда Трампа в должность президента США. После инаугурации на сайте Белого дома была опубликована программа действий новой администрации, состоящая из шести пунктов. Помимо задач во внешней политике, а также поддержки армии и правоохранительных органов отдельным пунктом шли торговые соглашения, в частности выход из ТТП.
В ноябре, после победы на выборах, Трамп назвал ТТП “потенциальной катастрофой для Америки”, пообещав начать действия по выходу США из соглашения “в первый же день”, и обещание сдержал.
По словам высокопоставленного чиновника в Белом доме, это распоряжение станет первым крупнейшим шагом новой администрации в вопросах внешней политики.
“То, что только что сделано, дает преимущество трудящимся США”, - заявил Дональд Трамп.
Таким образом, будущее ТТП, в которое помимо Соединенных Штатов входили еще 11 государств (Австралия, Бруней, Канада, Чили, Япония, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Перу, Сингапур и Вьетнам), сейчас под вопросом. Соглашение предусматривало почти полную отмену таможенных пошлин между странами - участницами экономического блока, что должно было привести к удешевлению продукции. Совокупный ВВП этих 12 стран превышает $28 трлн., что составляет почти 40% мирового ВВП.
В ноябре прошлого года премьер-министр Японии Синдзо АБЭ сказал, что ТТП без США бессмысленно.
Впрочем, государства вроде Вьетнама и Австралии заявили о готовности довести соглашение до логического конца даже без страны-лидера.
Сам Трамп выступает по большей части против многосторонних соглашений, предпочитая им двусторонние. На очереди пересмотр условий по Североамериканскому соглашению о свободной торговле (NAFTA) - вплоть до того, что США могут выйти и из него, если Канада и Мексика откажутся менять условия.
Но пока тон Трампа и его администрации довольно миролюбивый. “Мы начнем переговоры по NAFTA, иммиграции, обеспечению безопасности на границе. Думаю, мы добьемся очень хорошего результата для Мексики, США, всех вовлеченных”, - сказал Трамп.
Кроме того, в первый рабочий день Дональд Трамп встретился с лидерами наиболее влиятельных американских компаний: Ford, Dow Chemical, Dell, Tesla, Whirlpool, Johnson & Johnson и др. Среди его главных обещаний - снижение налогов для среднего и крупного бизнеса.
“Мы собираемся массово снизить налоги как для среднего класса, так и для компаний, и это масштабно”, - заявил Дональд Трамп представителям бизнеса.
В частности, речь идет о снижении корпоративных налогов до 15-20% с текущих 35%. Кроме того, Трамп пообещал собравшимся бизнесменам снизить уровень регулирования.
“Думаю, мы можем сократить уровень регулирования на 75%. Может, больше”, - сказал он.
Правда, поманив пряником, Трамп продемонстрировал и кнут. Он предупредил, что те компании, которые сделают выбор в пользу вывода фабрик за пределы страны, заплатят. “Мы поставим заградительные налоги на продукт, который будет сюда ввозиться, - сказал Трамп. - Если компания хочет уволить всех людей в США и построить где-то в другом месте завод и думает, что затем просто ввезет готовую продукцию через границу США, так вот, этого не случится”.

Падение Поднебесной?

Дефицит бюджета Китая составил в 2016 году почти 4% ВВП, намного превысив плановый показатель. Наращивание госрасходов не помогло преодолеть замедление экономического роста - он в прошлом году оказался наименьшим за четверть века. В этом году ситуация может оказаться еще хуже - аналитики прогнозируют “дефолтный шторм”, а администрация президента США Дональда ТРАМПА может начать вводить протекционистские меры против Китая. 

Дефицит бюджета Китая в 2016 году составил $425 млрд. (3,9% ВВП), сообщает агентство Reuters со ссылкой на информацию китайского Минфина. При этом целевое значение по дефициту превышено на треть. Это произошло из-за того, что расходы возросли на 6,4% по сравнению с предыдущим годом, а доходы увеличились на 4,5%.
Наращивание бюджетных трат не смогло переломить тенденцию замедления роста экономики. По предварительной оценке, в прошлом году ВВП увеличился на 6,7% - до $10,85 трлн. Это очень хороший рост по нынешним временам, но при этом это самый низкий показатель для КНР с 1990 года.
“В целом экономика Китая развивается стабильно. В 2016 году, как ожидается, рост ВВП в годовом выражении составит 6,7%, и это означает, что мы не достигли поставленной цели, но этот прогноз согласно некоторым международным организациям будет одним из самых высоких среди крупнейших экономик… Мы уверены, что сможем сохранить стабильность и постепенный рост нашей экономики”, - сказал китайский лидер СИ Цзиньпин на форуме в Давосе.
По информации источников Reuters, в 2017 году китайские власти ожидают продолжения тенденции - прогноз роста ВВП составляет 6,5%.
Но ситуация может оказаться еще хуже. Проблемы Китая за минувший год никуда не делись, а лишь усугубились. Прежде всего продолжает увеличиваться долговое бремя. В прошлом году, по оценке Bank for International Settlements (BIS), общий долг государства, компаний и домохозяйств достиг $27,2 трлн., или примерно 255% ВВП.
Очевидно, что с тех пор этот показатель еще увеличился, поскольку продолжается быстрый рост потребительского спроса (розничные продажи прибавили 10,5% в 2016 году) и инвестиций в основной капитал (плюс 8,1%).
При этом качество инвестиций западные эксперты регулярно ставят под сомнение. В исследовании Оксфордского университета, которое приводит издание Financial Times, отмечается, что “слабоуправляемые” инфраструктурные инвестиции являются одной из причин нарастающих проб­лем в китайской экономике.
Дороги, заводы, дома, торговые центры, электростанции построены в избытке и на заемные средства. Но никто эту практику пока сворачивать не собирается. Например, Китай планирует потратить более $500 млрд. на расширение сети высокоскоростных железных дорог до 2020 года.
Китай рассчитывает на привлечение дополнительных иностранных инвестиций в разные отрасли, для чего постепенно снимает действующие ограничения. В прошлом году в Китай было вложено примерно $117 млрд., что на 4,1% больше, чем годом ранее.
Но аналитики предупреждают, что уже в этом году Китай может захлестнуть “дефолтный шторм”, из-за того что ранее сделанные инвестиции не оправдывают себя.
Bloomberg подсчитал, что в 2017 году должны быть погашены облигации с “мусорным” рейтингом на сумму около $31 млрд. За следующие два года объем погашений в сумме превысит $100 млрд.
В 2016 году было зафиксировано 29 технических дефолтов против семи в 2015-м. В этом году их может быть гораздо больше, чем в прошлом.
На китайскую экономику будет продолжать оказывать серьезное негативное воздействие и сокращение темпов роста мировой торговли. На экспорт товаров и услуг приходится около четверти китайского ВВП, а по итогам прошлого года он снизился на 7,7%.
Для Китая сейчас основную угрозу представляет новый президент Дональд Трамп. Он обе­щал во время избирательной кампании защитить Америку от засилья дешевых китайских товаров и вернуть в страну промышленные предприятия.
Аналитики Citi полагают, что это может оказаться не пустой угрозой и США действительно введут протекционистские меры в тех секторах, где США имеют очень сильный торговый дефицит, или в тех, где сильно представительство государственно-частных компаний.
Вопрос в том, насколько существенными могут быть защитные меры, которые введут США в отношении Китая. Если удар будет серьезным, то это может спровоцировать и новые дефолты, и более серьезное падение роста ВВП, и отток капитала с финансовых рынков, и, как следствие, сокращение объема импорта энергоносителей Китаем.
Ответные меры Китая, в том числе в части курса юаня, также, безу­словно, последуют, что означает торговую войну между двумя крупнейшими экономиками мира. При таком раскладе до глобальной рецессии останется пара шагов.
Gazeta.ru


Gazeta.ru

Комментарий в тему

От “экономики бума” будет плохо многим...

Что будут означать успехи президента США Дональда ТРАМПА для России (и для всей мировой экономики. - Ред.)? Суть его экономической политики очень проста: все для Америки, ее интересы прежде всего. Сделать из США “экономику бума”. А как?
Первое - достичь энергонезависимости США. Это значит, что США перестанут быть крупнейшим импортером на рынке нефти. “Не зависеть в поставках нефти от ОПЕК и враждебных США стран” - так ставится задача новым президентом США. Общий импорт нефти в США - примерно 10% мировой добычи, чистый импорт (за вычетом экспорта) - 5% (US EIA). Уход с рынка нефти крупнейшего потребителя - это потрясение, жесткое давление вниз на цены на нефть и газ.
Но как США собираются стать энергонезависимыми? Ответ - снять все запреты на производство нефти в США (их масса). Сланцевая революция, шельфовая нефть, “чистый” уголь, крупнейшие запасы нефти на федеральных землях, резкое ослабление регулирования - все собираются пустить в дело, добиваясь дешевой энергии для внутренних потребителей США - населения и бизнеса.
Если это случится, какой результат? Он однозначен: крупнейшее потрясение в энергетике, падение мировых цен на нефть. США - ведущий игрок (25% глобального ВВП, 12% мирового производства нефти, больше 20% ее потребления на земном шаре).
Кто пострадает? В первую очередь Россия (второй в мире производитель нефти), Саудовская Аравия, Ирак и все страны ОПЕК. У Венесуэлы - крупнейшего поставщика нефти в США - будет трагическое положение. Станет худо Мексике. Станет значимо меньше финансовых ресурсов у исламского мира.
У Трампа есть еще и идея №2, которая тоже может привести к перетряске экономической карты мира. Какая? Лозунг о реиндустриализации США, возврате бизнеса в страну из Мексики, Китая, других развивающихся стран, о вложениях в собственные производства, дороги, мосты, свое образование, свой средний класс. Налоги, пошлины, торговые режимы, регулятивный прессинг - все подчинить этой цели. По сути, деглобализация, протекционизм.
Третье. А что же в это время будет делать Федеральная резерв­ная система (ФРС), центральный банк США? Это еще одна власть в США, относительно независимая от президента (так она устроена).
Если все, как обычно, и в США бум, высокие темпы роста, то ФРС повысит процент, чтобы ограничить в США кредит. Так называемая антициклическая политика. Когда экономике плохо, ФРС ее подогревает, а когда, наоборот, ей очень хорошо - примораживает, чтобы не занесло на поворотах в кризис. Рост ставки ФРС автоматически вызывает укрепление доллара США к евро и другим мировым валютам. И очень сильно давит вниз на мировые цены на нефть, газ, металлы, продовольствие.
Пока все идеи нового президента США, если они станут реальностью, ведут к ослаблению развивающихся стран, как сырьевых, так и “мастерских мира”, и прежде всего экономики России. Дешевые нефть и газ, падающие вниз цены на другое сырье, сильный доллар, замедление Китая и других азиатских экономик - реальность, которая ставит перед Россией все те же вызовы - рост, модернизация, качество жизни. По сути дела та же “трампономика”, но примененная в наших берегах. Давно ждущая нас, если посмотреть на себя со стороны.

Яков МИРКИН, российский экономист, NEWSru.com

Поделиться
Класснуть