1981

Пиар властей не ломит

Президент РФ Владимир ПУТИН в 2014 году поручил в условиях кризиса снизить расходы региональных властей, госкорпораций и федеральных ведомств на пиар, а в прошлом году призвал найти формулу, исключающую возможность саморекламы, перенаправив деньги на решение социальных задач. Тем не менее радикально резать бюджеты на коммерческое информирование граждан о собственных успехах чиновники не спешат. Gazeta.ru изучила объявленные за последние два месяца тендеры.

Явным лидером по бюджетным затратам на СМИ за последние два месяца стала Республика Татарстан. Не так давно на сайте Единой информационной системы в сфере закупок республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям “Татмедиа” разместило целый ряд тендеров по финансированию местных СМИ в 2017 году. На печатные СМИ планируется потратить 319 млн. рублей ($5 млн.): 241,2 млн. ($3,9) - на телеканалы, вещающие на территории республики, 9,5 млн. ($154 тыс.) - на радио, 12,4 млн. ($ 201 тыс.) - на электронные периодические издания.
Как поясняется в документах, эти почти полмиллиарда пойдут на распространение социально значимой, общественно-политической информации и информирование населения республики о важных социальных мероприятиях. О каких именно мероприятиях идет речь - не поясняется.
Соперничать с Татарстаном трудно даже Москве, хотя и в столице денег на СМИ по меркам остальной страны не жалеют. Например, префектура Юго-Восточного административного округа готова потратить в первом полугодии 2017 года 41,9 млн. рублей ($679 тыс.) на оказание услуг по информированию населения через средства массовой информации города. В СЗАО на те же цели зарезервировано 41,3 млн. рублей ($669 тыс.). Еще 9,4 млн. рублей ($152 тыс.) готов потратить департамент средств массовой информации и рекламы города на оказание услуг по обеспечению работы в I квартале 2017 года информационного центра правительства Москвы.
Гораздо скромнее на этом фоне выглядят другие субъекты федерации. В Томской области финансово-хозяйственное управление региона готово заплатить 16,1 млн. ($261 тыс.) за размещение информационных аудио- и видеоматериалов, освещающих социально-экономическую и культурную ситуацию. Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области в декабре этого года разметило шесть тендеров (общей суммой почти 10 млн. ($162 тыс.) на оказание услуг по информированию населения Тверской области о деятельности исполнительных органов власти.
Без затрат на информирование не обходится ни один регион - вопрос только в цене и эффективности.
Впервые поручение снизить расходы на освещение деятельности региональной власти Владимир Путин дал еще в январе 2014 года. В 2015 году тема неоправданных расходов на СМИ поднималась вновь. Тогда на форуме Общенародного фронта (ОНФ) президент возмутился, что на эти цели регионы выделили 36,2 млрд. рублей ($586,9 млн.) - на тот момент это составляло 8,4% дефицита федерального бюджета. “Надо понять, на что они (деньги. - Gazeta.ru). Эта информация должна быть максимально прозрачной, и тогда не удастся просто подкармливать свои карманные средства массовой информации. На то и щука в реке, чтобы карась не дремал”, - инструктировал сторонников президент.
Осенью того же года представителями всех думских фракций был внесен законопроект, запрещающий региональным властям тратить деньги на информирование граждан о своей деятельности, “за исключением случаев, связанных с оказанием государственных услуг, и случаев, прямо установленных федеральными законами”.
За крупные траты - от 1,5 млн. ($24 тыс.) до 7,5 млн. руб. ($121 тыс.) - чиновников предлагалось наказывать штрафом от 100 ($1,6 тыс.) до 300 тыс. руб. ($4,8 тыс.) либо вменять принудительные работы на срок до двух лет, либо лишать свободы на два года. За особо крупные траты - более 7,5 млн. руб. - предусматривался штраф до 500 тыс. руб. ($8 тыс.) или тюремный срок до пяти лет.
Законопроект получил положительный отзыв правительства при условии его доработки, однако до сих пор не принят. Как видно из размещаемых сейчас тендеров, закон этот в целом популистский, поскольку легко обходится - достаточно просто раздробить общую сумму на несколько конкурсов.
Координатор законодательных инициатив ОНФ в Государственной думе Наталья КОСТЕНКО, напротив, заявила, что ОНФ продолжает контролировать ситуацию с расходами губернаторов на СМИ.
“Президент дал поручение оптимизировать расходы на СМИ, а Минфину - контролировать этот процесс бессрочно. В 2015 году оно было выполнено, потому что в итоге расходы оптимизировались почти на миллиард”, - комментируют во “фронте”.
По словам Костенко, тема опять обсуждалась на прошедшем в ноябре форуме действий. “Направления мониторинга меняются. Сейчас вместе с “Открытым правительством” мы наблюдаем за тем, как регионы публикуют детальные отчеты об этих затратах: кому и как они распределяют деньги. Ведь не все средства проходят через закупки, некоторые идут по субсидиям и грантам. Эти отчеты позволяют нам анализировать не только количественные показатели расходов, но и качественные: на что тратятся средства, которые должны идти на информирование жителей конкретных регионов. Традиционно весной мы представляем результаты нашей работы в этой сфере”, - пояснила Наталья Костенко.
Директор Центра политической конъюнктуры Алексей ЧЕСНАКОВ считает, что проблема не в самих затратах, а в их эффективности.
“Без информационного обеспечения работать невозможно. Как власть будет сообщать, что она делает, к чему людям приготовиться в следующем году? Другое дело - нужно отделять информирование от пиара. Если это поддержка нужных власти сайтов - это одно, а если это информирование граждан о деятельности органов власти - другое. Конечно, неплохо было бы оценить конкретные регионы по конкретным статьям расходов на конкретные виды информации, а не все в кучу по совокупности”, - рассуждает эксперт, отмечая, что сегодня профессиональных исследований в сфере информационных технологий, которые могли бы показать, на что нужно тратить деньги, нет. Чеснаков полагает, что траты на информирование необходимы, потому что подход “давайте все перекроем” опасный.
“Ведь тогда граждане перестанут получать не только рассказы о “прекрасном губернаторе”, но и нужный сигнал о деятельности власти. Понятно, что в ряде регионов губернаторы заменяют информирование публикациями о себе любимых, но это вопрос подачи и смысла, а не столько объемов финансирования”, - считает Чеснаков.
Gazeta.ru

Поделиться
Класснуть

Свежее