Кадр, который решит всё

Почему прошедшие думские выборы на самом деле не станут судьбоносными для России?
От перестановки букв сумма меняется
Как стало известно изданию “КоммерсантЪ”, в России готовится масштабная реформа силовых и правоохранительных ведомств. В соответствии с ней до президентских выборов 2018 года предполагается создать на основе ФСБ* Министерство госбезопасности (МГБ), включив в него ФСО и СВР, вернуть СКР в надзирающую за ним Генпрокуратуру, а функции МЧС разделить между Минобороны и МВД. При этом МГБ может получить возможность брать в свое производство наиболее резонансные дела или осуществлять контроль за теми расследованиями, в основу которых легли материалы этой спецслужбы. Предполагается, что реформа приведет к более эффективному управлению силовыми и правоохранительными структурами и искоренению коррупции в них.
По данным источников “Ъ”, подготовка к новой реформе началась вскоре после того, как указами президента были ликвидированы ФМС и ФСКН, функции которых получило МВД, а на основе внутренних войск и ряда подразделений органов внутренних дел создана Росгвардия.
Теперь, по данным источников “Ъ”, речь идет о фактическом возвращении ФСБ функций Комитета госбезопасности СССР. Предполагается, что новая структура получит статус Министерства госбезопасности. При этом в его состав войдут СВР и большинство подразделений ФСО. Сегодняшняя ФСО сохранится в виде Службы безопасности президента РФ, которой помимо охраны будут подконтрольны спецсвязь и транспортное обслуживание высших должностных лиц.
Помимо структурных изменений новое министерство получит и новые функции. Например, предполагается, что сотрудники МГБ будут не просто сопровождать и обеспечивать расследования уголовных дел, возбужденных по их материалам СКР и МВД, а осуществлять процессуальный надзор за ними. Отметим, что выполнявшее эти функции главное управление процессуального контроля СКР уже фактически ликвидировано. Более того, МГБ будет заниматься обеспечением собственной безопасности во всех правоохранительных и силовых структурах.
Следственное же управление МГБ, которое получит статус главка, сможет принимать в свое производство наиболее резонансные и имеющие государственное значение уголовные дела, подследственность которых сегодня закреплена в УПК за СКР и МВД.
“Если раньше мы (оперативники ФСБ. - “Ъ”.) осуществляли лишь сопровождение расследований, то теперь перед нами поставлена задача контролировать их ход с момента возбуждения уголовных дел до их передачи в суд”, - сообщил “Ъ” информированный источник в ФСБ, подчеркнувший, что речь идет о громких делах, в том числе коррупционной направленности.
В ходе реформы серьезные изменения могут произойти в Следственном комитете России. СКР снова может стать структурой при прокуратуре России, из которой он был выделен в 2011 году. Соответственно, будет понижен и статус его главных управлений. Например, главное военное следственное управление предполагается сделать обычным управлением. Кстати, с 1 января 2017 года в управление Генпрокуратуры превратится главная военная прокуратура России. Соответствующий закон был принят еще в 2014 году в связи с тем, что военное следствие и надзор за ним перестанут финансироваться из бюджетов Минобороны, МВД и ФСБ.
В свою очередь, Минобороны может быть усилено за счет включения в его состав войск гражданской обороны, а также спасательных, пожарных и других служб МЧС. В МВД же из расформированного министерства отойдет Госпожнадзор, который и ранее находился в его структуре.
Предполагается, что реформирование силовых и правоохранительных ведомств будет завершено к выборам президента России, которые должны состояться в 2018 году. Однако для этого необходимо еще подготовить соответствующие законопроекты и принять их новым парламентом, а самое главное - найти средства на это. Ведь, по самым скромным подсчетам, только на выплаты компенсаций сотрудникам реформируемых ведомств, которые не захотят служить в новых структурах, потребуются десятки миллиардов рублей.
Следует отметить, что, по данным источников “Ъ”, в процессе предполагаемой реформы планируется сменить сегодняшних руководителей служб и ведомств.
В минувшее воскресенье в опрошенных “Ъ” силовых и правоохранительных структурах намеченную реформу официально не комментировали. Лишь в нескольких ведомствах “Ъ” неофициально подтвердили, что вопрос об упразднении спасательного ведомства с передачей его функций другим министерствам действительно рассматривается.
“КоммерсантЪ”
*ФСБ - Федеральная служба безопасности. ФСО - Федеральная служба охраны. СВР - Служба внешней разведки. СКР - Следственный комитет России. ФМС - Федеральная миграционная служба. ФСКН - Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков.
Явочным порядком
Явка на прошедших выборах в Госдуму России отражает число политически активных граждан в стране, заявил вчера пресс-секретарь президента России Дмитрий ПЕСКОВ.
“Приветствовалась бы более высокая явка, но не нужно, однако, умалять значение тех цифр, которые мы имеем по явке на сейчас. Ее нельзя назвать низкой”, - заявил официальный представитель Кремля.
Он обратил внимание на то, что “в подавляющем большинстве европейских стран явка гораздо ниже”. По мнению Пескова, “это отражает реальность” и “ту пропорцию политически активного населения, которая традиционно участвует в избирательном процессе”.
На момент подписания этого номера в печать было обработано 93 % бюллетеней. ЕР получает 343 мандата (76,22 % мест), таким образом обеспечив себе конституционное большинство. КПРФ - 42 (9,34 %), ЛДПР - 39 (8,67 %), “Справедливая Россия” - 23 (5,11 %). По одному мандату (0,22 %) получают “Родина”, “Гражданская платформа” и самовыдвиженец Владислав Резник.
“Исходя из этого процента обработанных протоколов - 93%, за “Единую Россию” проголосовало 25 млн. 750 тыс. 218 избирателей. 54,28% - 140 мандатов предположительно на эту минуту”, - сказала вчера председатель ЦИК Элла ПАМФИЛОВА на пресс-конференции в ЦИК РФ.
“Явка - 47,81%. Она меняется. Явка как явка”, - сказала председатель ЦИК.
Lenta.ru
В будущую элиту возьмут не всех
На фоне прошедших очередных думских и местных выборов в России полным ходом идет другая избирательная кампания. Непубличная, но гораздо более важная. В России запущен, возможно, самый масштабный с начала века (а заодно с момента начала правления нынешнего президента Владимира ПУТИНА) процесс обновления элит. Система готовится к новому президентскому выборному циклу, и в это будущее возьмут далеко не всех из нынешней вертикали власти.
За последнее время ушли со своих постов руководитель администрации президента Сергей ИВАНОВ, министр образования и науки Дмитрий ЛИВАНОВ, детский омбудсмен Павел АСТАХОВ, главный таможенник Андрей БЕЛЬЯНИНОВ. Меняется губернаторский корпус и корпус полпредов. СМИ настойчиво отправляют в отставку казавшегося непотопляемым главу СК Александра БАСТРЫКИНА и министра культуры Владимира МЕДИНСКОГО. Полная лояльность или даже личная близость к главе государства уже не являются индульгенцией. После выборов ожидается новая волна отставок и назначений, уже с учетом состава следующей Думы, куда, в частности, может переместиться из администрации президента куратор российской внутренней политики Вячеслав ВОЛОДИН. Прочат перемены в судьбе еще нескольких губернаторов. Итоги этих неформальных выборов пока непредсказуемы, а наружу прорываются лишь немногие утечки и слухи как результат внутриэлитных схваток.
Другим важным свидетельством подковерной борьбы становятся резонансные уголовные дела против высокопоставленных сотрудников силовых ведомств, прежде всего МВД и Следственного комитета, что заставляет наблюдателей делать вывод об усилении позиций ФСБ на политическом поле.
Бастрыкину прочат отставку исходя из громкого дела против руководства московского главка Следственного комитета - как водится, со ссылкой на анонимные источники. Хотя того же министра внутренних дел Владимира КОЛОКОЛЬЦЕВА отправляли в отставку в разное время несколько раз, но он по-прежнему на посту, хотя МВД после создания Росгвардии и лишилось части своих полномочий. Министр спорта Виталий МУТКО, которого безуспешно пытался уволить еще премьер-министр Дмитрий МЕДВЕДЕВ в бытность президентом России, похоже, прекрасно пережил даже крупнейший допинговый скандал в истории страны и пока выглядит уверенно.
“Ноунеймы” и аутсайдеры внезапно могут оказаться фаворитами во власти. Потому что шкала эффективности, по которой оценивают людей кремлевские кадровики, публике неизвестна.
Анализируя уже случившиеся назначения, можно заметить, что новые назначенцы (большинство из них чиновники или депутаты со стажем, хотя есть и действительно свежие лица вроде детского омбудсмена Анны КУЗНЕЦОВОЙ) все же отличаются от старых.
На наших глазах проступают контуры нового образа российской элиты. На смену прожженным циникам, говорящим одно, делающим другое, думающим третье, приходят люди идейные. Причем в государственном тренде великодержавности - с опорой на традиционные религиозные и семейные ценности. Люди, которые вроде бы искренне верят в то, что делает власть. В этом отношении более честные. И, что особенно важно, полностью обязанные своей карьерой лично президенту.
Очевидно, это совсем не те люди, которые способны на качественное реформирование системы, если понимать под реформами движение в сторону современности, а не архаики. Иногда можно усомниться в их профессионализме и даже адекватном отношении к реальности.
При этом новые назначенцы производят впечатление людей, которые будут хоть что-то делать, служить стране в меру умения и понимания своей миссии, а не просто окормляться на должности.
Но пока речь идет о не самых значимых постах. Даже пост главы администрации президента при нынешних раскладах не выглядит ключевым. О том, кто придет в кабинеты, где принимаются самые важные политические и экономические решения, нам только предстоит узнать.
В частности, пока отставки-назначения не затронули важнейшую часть элиты - экономический блок правительства и ЦБ. Практически последний очаг профессионализма и прагматизма во власти, где одной личной преданности или идейности недостаточно, нужно еще уметь принимать правильные оперативные и стратегические решения - особенно в ситуации, когда политические решения все время осложняют условия задачи. От кадрового состава этого блока в итоге может зависеть даже больше, чем от любых перестановок силовиков или внутрикремлевской администрации.
Постоянно делать ставку на большую политику в ущерб экономике становится все дороже для государства и самой элиты.
Конечно, россияне привыкли к бедности и к тому, что абстрактные интересы страны всегда в приоритете перед обывательскими потребительскими интересами. Но с другой стороны, значительная часть россиян улучшила свое благосостояние в “сытые нулевые”, приобщилась к новым стандартам потребления и скатываться в новую нищету не очень-то хочет. Да и военную мощь государства ради больших геополитических игр в условиях слабеющей экономики поддерживать будет все сложнее: пример разоренного гонкой вооружений при вопиюще неэффективной экономике и низком качестве госуправления СССР - всегда перед глазами.
Прошедшие думские выборы независимо от их результатов, скорее всего, не станут судьбоносными для страны. Главные российские выборы в нынешних условиях и при сегодняшнем состоянии политической системы проходят совсем в другом месте - первое лицо государства выбирает себе новую элиту. А узкий круг элиты будет выбирать свое первое лицо. Впрочем, это сюжет уже следующей выборной кампании - президентской. Хотя именно этой Думе может выпасть судьба быть не просто “принтером”, а чем-то куда более важным, если процесс обновления элит выйдет из-под контроля.
Газета.ru

