Взаимовыгодное обострение?

Похоже, что обе стороны конфликта не против маленькой, но громкой конфронтации вокруг Крыма, потому что и Киев, и Москва могут таким образом решить свои накопившиеся внутриполитические проблемы
Федеральная служба безопасности (ФСБ) в среду, 10 августа, заявила о выявлении в Крыму группы диверсантов украинской военной разведки, при задержании которых погибли сотрудник российской спецслужбы и военнослужащий Минобороны. Как утверждает ФСБ, ей удалось предотвратить готовившиеся на полуострове теракты. Президент России Владимир ПУТИН назвал действия украинской стороны “глупой и бессмысленной акцией”, отметив, что “киевские власти не ищут способа решения проблем на переговорах, а переходят к террору”. Украинская сторона отвергла обвинения. Президент страны Петр ПОРОШЕНКО назвал обвинения в использовании террористических методов “фантазиями”. В главном управлении разведки Минобороны Украины сообщения о диверсантах назвали “провокацией”.
В четверг на совещании Совета безопасности РФ, которое провел Владимир Путин, обсуждались “дополнительные меры обеспечения безопасности граждан и жизненно важных объектов инфраструктуры Крыма в связи с предотвращением спецслужбами РФ теракта на полуострове”, сообщила пресс-служба президента. “Подробно рассматривались сценарии мер антитеррористической безопасности на сухопутной границе, в морской акватории и воздушном пространстве Крыма”, - говорится в официальном сообщении. А МИД России выступил с заявлением, в котором предупредил “как Киев, так и его зарубежных кураторов, что ущерб, нанесенный российской стороне, гибель российских военнослужащих без последствий не останутся”. В заявлении также повторяются слова Владимира Путина о том, что до “отказа от политики террора и провокаций” со стороны Киева проводить встречи в “нормандском формате” (Россия, Украина, Германия и Франция) смысла нет.
В свою очередь президент Украины Петр Порошенко приказал стянуть украинские армейские подразделения к административной границе с Крымом и линии разграничения в Донбассе. “России не удастся своими провокационными заявлениями дискредитировать Украину в глазах международного сообщества и добиться отмены заслуженных санкций, введенных со стороны наших партнеров”, - заявил президент Украины Петр ПОРОШЕНКО.
Тем временем посол США на Украине Джеффри ПАЙЕТТ уже выразил солидарность с Порошенко. По его словам, в Вашингтоне не видят доказательств причастности Украины к провокациям в Крыму. “Это не первое ложное обвинение России в адрес Украины, сделанное, чтобы отвлечь внимание от своих собственных противоправных действий”, - заявил дипломат.
Вчера российские СМИ со ссылкой на источник в российских внешнеполитических кругах, сообщили, что Россия может разорвать дипломатические отношения с Украиной из-за событий в Крыму.
Тем временем разные политики и эксперты обеих стран “включились” в новую информационную войну по поводу нынешнего обострения ситуации в Крыму.
Депутат от “Блока Петра Порошенко” Вадим ДЕНИСЕНКО считает, что заявление о диверсии на полуострове должно привести к нагнетанию страха войны с Россией, отвлечению части войск из Донбасса и привлечению внимания европейцев.
А по мнению директора украинского центра социальных исследований “София” Андрея ЕРМОЛАЕВА, для Киева критически не выгодна любая дестабилизация Крыма. “Судя по информации о настроениях жителей Крыма, маятник еще не качнулся в обратную сторону, - рассказал эксперт. - Попытка дестабилизации со стороны Украины только укрепила бы пророссийский настрой”.
По словам украинского политолога Дмитрия ПОНАМАРЧУКА, который ранее входил в предвыборный штаб бывшего президента Украины Виктора ЯНУКОВИЧА, сегодня у Украины просто нет диверсионных групп, способных провести крымскую операцию, о которых сообщают российские спецслужбы. “Последние 25 лет украинская разведка была занята только прослушиванием олигархов и ФСБ”, - сказал он.
В свою очередь российские политики и эксперты заявляют прямо противополжное украинским. Так, например, заместитель директора российского Института политического и военного анализа Александр ХРАМЧИХИН уверен, что начало открытого военного конфликта с Украиной в большей степени соответствует интересам Киева, чем Кремля. “Это сразу же превратит власти Украины в жертву российской агрессии, с точки зрения европейских политиков, - считает эксперт. - В свою очередь киевские лидеры получат полный карт-бланш, в том числе на выведение денег из украинской экономики и трансфер этих средств на Запад”. По мнению Храмчихина, главными целями крымской диверсии было именно втянуть Россию в войну, поскольку провокации в Донбассе не могут вызвать достаточно острой реакции в Кремле. А столкновение России и Украины, очевидно, исключило бы любую возможность для нормализации отношений Москвы с западными странами.
Кроме того, по мнению Храмчихина, крымский инцидент увеличивает шансы новой эскалации в Донбассе. “Обе стороны конфликта на востоке Украины убеждаются в бессмысленности минского процесса и все больше склоняются к возобновлению войны”, - добавил эксперт.
Еще один российский военный эксперт, кандидат политических наук Сергей ГОРБАЧЕВ, заявил: “Мне кажется, что за последние два с лишним года после “русской весны” мы несколько расслабились. Ведь до линии войны, до ведения боевых действий в том же Донбассе относительно недалеко - две, три, четыре сотни километров. По нынешним меркам это очень небольшое расстояние. И в этой связи попытка прорыва, попытка деструктивных диверсионных действий в очередной раз заставила нас мобилизоваться, и в этом плане можно даже сказать о том, что это позитивно”.
“КоммерсантЪ”, РБК,
Газета.ru
Бой в родной гавани
Обострение ситуации вокруг Крыма набирает обороты. Сейчас крайне трудно сказать, какова реальная подоплека произошедших событий, но уже ясно: и Россия, и Украина будут использовать ситуацию в своих интересах, что приведет к новому витку разжигания конфликта, который совсем недавно казался затухшим на неопределенное время.
Едва ли мы в ближайшее время узнаем правду о том, что же на самом деле произошло на крымской границе в первые августовские дни, если под правдой понимать некую общепринятую версию событий. Была ли это попытка диверсии со стороны украинских спецслужб, санкционированная официальным Киевом, как утверждают в Москве? Или, напротив, провокационная инсценировка, на чем настаивают уже в самом Киеве? А может быть, чья-то “самодеятельность на местах” - такую версию тоже нельзя исключать.
Не стоит ждать определенных ответов в мире, в котором через два года после гибели злосчастного малайзийского “Боинга” в небе над воюющим Донбассом так доподлинно и неизвестно, кто стоит за трагедией.
А каждая из заинтересованных сторон то и дело пытается использовать эту историю в свою пользу, кажется, наконец объединившись только в последнее время в общем желании больше ее не вспоминать.
Не то чтобы мы первые в истории, кто сталкивается с дефицитом правды. Просто раньше ее старательно скрывали, а теперь сознательно разбавляют букетом внешне убедительных, сомнительных и просто фантастических интерпретаций, в котором непросто разобраться.
Трудно говорить о фактах, но можно - о больших политических тенденциях, которые предопределили новый виток российско-украинского противостояния. Похоже, что обе стороны - и Киев, и Москва - не против маленькой, но громкой конфронтации. Резоны общие: каждая может таким образом решить свои накопившиеся или накапливающиеся внутриполитические проблемы.
Это может быть одной из главных причин, почему до сих пор не разрешился конфликт в Донбассе. Пока он тлеет, сохраняется “серая зона” и манящая неопределенность, когда единственное требование к властям от населения - защитить от пугающего врага. Трудно не поддаться такому искушению и вместо этого заняться кропотливым восстановлением экономики и прочей пыльной и неблагодарной работой.
Обострение на границе с Крымом дает украинским властям хорошую возможность отвлечь внимание сограждан от проблем в экономике, отсутствия видимых успехов в пресловутых структурных реформах и борьбе с коррупцией. Продемонстрировать патриотически настроенным гражданам, что об отделившемся полуострове помнит не только крымско-татарская диаспора. Перевести в нужное русло активность участников добровольческих батальонов, то и дело заявляющих о себе как о самостоятельной политической силе.
Наконец, обуздать вернувшуюся на родину из российской тюрьмы Надежду САВЧЕНКО, которая сегодня занимает первые строчки рейтингов украинских политиков, предлагая одновременно и переговоры с донецкими сепаратистами, и навести жесткой рукой порядок внутри Украины.
Реальная политическая цель украинских властей не вернуть Крым или даже Донбасс, а сохранить контроль над остальной частью Украины. Патриотическая мобилизация для этого пусть и рискованное, но проверенное войной 2014-2015 годов средство. Другими все равно не получается.
К тому же сегодня очень трудно сказать, насколько сплочена украинская власть и полностью ли она контролирует действия собственных вооруженных людей. У отдельных активистов вполне могла родиться мысль прорваться в Крым ради “справедливого возмездия”.
А российским властям осталось воспользоваться этим пылом уже для достижения собственных целей. А они тоже, вероятнее всего, внутриполитического свойства. За последние два года все та же патриотическая мобилизация была основным средством управления страной в условиях социально-экономического кризиса. Или его амортизатором. Началось там же, в Крыму, и сработало блестяще. С Донбассом, Сирией и Турцией каждый раз оказывалось все сложнее - пиар-эффект уже не был столь впечатляющим.
И вот долгожданное возвращение информационной повестки в родную гавань. Или в главный форпост. А он на то и форпост, чтобы его защищать.
Издержки, конечно, будут: сколько, например, людей сдаст билеты в Симферополь, почувствовав остроту политического момента. Хотя вряд ли таких окажется много. Но туристический сезон в любом случае подходит к концу, к тому же мы помирились с Турцией - снова есть, где нашему человеку “отлежаться”.
Любопытно, что на следующий день после обнародования информации о крымской операции ФСБ сообщила о разоблачении “международного сообщества интернет-вербовщиков” в запрещенную в России организацию ИГ. В сообщении, в частности, говорится, что участники сообщества “используют для “конспиративной связи” в Интернете программные средства по шифрованию и анонимизации данных”. Проще говоря, в частности, мессенджеры, на борьбу с которыми направлен пресловутый “пакет Яровой”.
Украинские боевики, с одной стороны, международные террористы, действующие в глубоком тылу, с другой - хороший повод для очередного закручивания гаек.
Впрочем, главный в этой ситуации все же внешнеполитический аспект - отмеченное многими аналитиками пристрастие Москвы к обострению игры, когда ситуация явно застопорилась. Информация о сложной ситуации на северных границах Крыма невольно заставляет вспомнить о пресловутом “коридоре” между самопровозглашенными республиками Донбасса и Крымом, который грозились прорубить еще в августе 2014 года.
Говоря о том, что Украина перешла к “открытому террору”, а “нормандский формат” себя изжил, президент РФ Владимир ПУТИН, вероятно, дает понять, что ждет от Киева и Запада уступок или, по крайней мере, новых переговоров с Россией.
Нынешние отношения России и Украины можно охарактеризовать так: с такими врагами друзья не нужны. Стороны остаются друг для друга эффективной угрозой, помогающей решать внутренние сложности.
Некоторым утешением может служить то, что пока Москве и Киеву удавалось не довести дело до большого конфликта, балансируя на грани, но не переходя ее. Но кто гарантирует, что ситуация однажды не выйдет из-под контроля. Хватит ли, например, у канцлера Германии Ангелы МЕРКЕЛЬ со всеми внутренними проблемами в стране сил и решимости снова совершить сорокачасовой марафон через океан и обратно, чтобы убедить одних не поставлять в зону конфликта “летальное” оружие и усадить других за стол переговоров, как полтора года назад в Минске.
А главное - даже маленькая война приносит жертвы. И пока война нужна людям, она никогда не закончится.
Газета.ru

