Бунт на грузовике...

Почему армянская оппозиция пошла на захват заложников
В ночь на минувшее воскресенье в Ереване около 30 сторонников оппозиционного движения “Учредительный парламент” протаранили на грузовике ворота полка патрульно-постовой службы полиции Армении, напали на полицейских и захватили около десятка заложников. В результате один страж порядка погиб, еще два человека получили ранения. Двух заложников удалось освободить. В течение воскресенья и вчерашнего дня власти Армении продолжали переговоры с оппозиционерами, захватившими заложников в здании полиции. Ярко выраженных политических протестов в последние годы не было, но экономические трудности радикализуют общество, отмечают местные эксперты.
Заложники оппозиции
Как рассказал РБК депутат армянского парламента от оппозиционной фракции “Армянский национальный конгресс” Никол ПАШИНЯН, захватившие участок требуют освобождения своего лидера Жирайра СЕФИЛЯНА, отставки президента и формирования правительства национального согласия.
Сефилян был арестован месяц назад по обвинению в организации группой лиц незаконного приобретения, перевозки и хранения оружия и боеприпасов. Он известный человек в Армении, один из героев карабахской войны, который боролся за свободу Карабаха и участвовал в освобождении Шуши, напоминает армянский политолог, директор Ереванского аналитического центра глобализации и регионального сотрудничества Степан ГРИГОРЯН. В последние годы Сефилян начал заниматься политикой и достаточно жестко критиковал действующую власть. Он и его сторонники из движения “Учредительный парламент” не исключают любые формы борьбы, в том числе силовую, отмечает Григорян. Предъявленные ему обвинения трудно назвать обоснованными, добавил эксперт.
Правоохранительные органы продолжают переговоры с вооруженными лицами и будут вести их до тех пор, пока не потеряют надежду на мирное разрешение инцидента, передало вчера местное агентство ArmInfo слова первого замглавы полиции Армении Унана ПОГОСЯНА.
Ведущие в Ереван трассы взяты под контроль силовиками - вооруженные полицейские проверяют автомобили.
Подразделения спецназа были приведены в состояние боевой готовности, однако приказа о штурме или проведении иных активных действий не поступало, говорится в сообщении Службы национальной безопасности (СНБ) Армении. СНБ назвала захвативших здание полиции террористами.
Нестабильная ситуация
За последние восемь лет в Армении ничего похожего на теракт не происходило, отмечает политолог Степан Григорян. Однако на фоне тяжелой социально-экономической ситуации, несменяемости власти и неадекватной реакции властей на недовольство общества происходит радикализация настроений. В результате терпение лопается, и самые активные оппозиционные группы переходят к силовым действиям, добавил он.
Катализатором недовольства общества стали апрельские события в Карабахе, подчеркнул Григорян. Однако это не классический террористический акт, у повстанцев есть четкие политические требования, подчеркивает политолог.
Происходящее в Ереване - результат того, что власти потеряли связь с населением, уверен эксперт. Он подчеркивает, что “ответственность власти за силовые действия оппозиции очень высока”.
Политическая ситуация нестабильна последние три года. После политических протестов против результатов президентских выборов, где победил действующий президент Серж САРГСЯН, волнения в Армении в основном касались экономической ситуации. Летом 2015 года в Ереване, Гюмри и других городах прошли акции протеста против повышения тарифов на электроэнергию. Итогом стала продажа компании “Электрические сети Армении” армянскому миллионеру Самвелу КАРАПЕТЯНУ.
Еще одним поводом для протестов стало убийство российским военнослужащим Валерием ПЕРМЯКОВЫМ семьи АВЕТИСЯН в Гюмри в январе 2015 года. Сначала в Гюмри, а потом и в Ереване прошли акции с требованием судить Пермякова армянским судом. В итоге Пермяков был передан армянскому суду.
Однако ярко выраженных политических протестов в последние годы не было.
Расклад по Саргсяну?
Власти сосредоточились на конституционной реформе, которая была одобрена на референдуме в декабре прошлого года и предполагает перераспределение полномочий от президента к парламенту. Оппозиция утверждает, что это нужно для сохранения у власти Сержа Саргсяна, который может возглавить правительство. Саргсян не сможет баллотироваться на новый срок в 2018 году, а изменение Конституции позволит ему остаться у власти в качестве премьер-министра, который в парламентской республике фактически является первым лицом в государстве.
В следующем году в Армении должны пройти очередные парламентские выборы. На выборах 2012 года победу одержала Республиканская партия, лидером которой является Саргсян. За нее проголосовали 44% избирателей, что позволило занять 69 из 131 места в парламенте. Вторую по численности фракцию сформировала партия “Процветающая Армения” миллионера Гагика ЦАРУКЯНА, получившая 37 мест.
В парламент прошли еще четыре партии: три оппозиционные - “Армянский национальный конгресс”, “Наследие”, “Страна законности” (“Оринац Еркир”), у которых вместе 18 мест в парламенте, и “Армянская революционная федерация Дашнакцутюн”, у которой пять мандатов. В феврале этого года Республиканская партия подписала соглашение о сотрудничестве в парламенте с “Дашнакцутюн”.
РБК
Комментарий в тему
...который никто не захотел поддержать
В понедельник известный армянский журналист Марк ГРИГОРЯН (на снимке) поделился с Русской службой Би-би-си своей точкой зрения на происходящее в столице Армении.
- Можно ли назвать происходящее в Ереване попыткой переворота?
- Я думаю, что нет. Мы все уже знаем подробности попытки переворота в Турции, случившейся буквально на днях. Мы видели танки на улицах, вертолеты, стрельбу, противостояние. Мы видели разделенную армию: часть осталась за государство, часть была на стороне мятежников.
Ничего такого в Армении не происходит. В Армении мы имеем небольшую группу людей, по сообщениям местной прессы, 20-25 человек, занявших один-единственный полицейский участок, взявших в заложники семь или восемь человек. Это обычный районный полицейский участок. Мы не видим участия вооруженных сил на стороне мятежников - вооруженные силы под контролем правительства, полиция под контролем правительства. Мало того, люди, захватившие заложников, не угрожают, не говорят: “Выполните наши требования, а не то…” Они их держат в качестве гарантов собственной безопасности.
- Почему эти люди выбрали подобную тактику?
- Мне кажется, что их логика была такой: они начнут - и народ немедленно поднимется, выйдет на улицы и площади, и волной народного гнева снесет “плохое” правительство. Действительно, в Армении очень принято жаловаться на правительство. Люди очень недовольны правительством, высокой безработицей, тем, что много людей живет за чертой бедности, обвиняют правительство в высоком уровне коррупции. И, видимо, в их планы входило то, что, узнав об этом, все немедленно выйдут на улицы. Но никто не вышел.
- Получается, их никто не поддерживает?
- Поддержка “фейсбучная” есть. Реально поддержка не проявилась. Но! Правительство действовало быстро и четко. Человек 20-30, я думаю, были задержаны, и это как раз главные активисты, связанные с “Учредительным парламентом” Сефиляна, и радикальные политические деятели. Я не думаю, что их задержание продлится долго. Думаю, что это была такая превентивная мера, для того чтобы не дать ситуации накалиться еще больше.
- Что происходит сейчас (вчера утром. - Ред.) в Ереване?
- Сейчас, в те минуты, когда мы разговариваем, ситуация такова: они сидят в полицейском участке, и с ними ведутся переговоры. По моему опыту, происходит вот что: полиция, власти ведут переговоры с мятежниками, долгие, занудные переговоры, цепляясь за всякие мелочи, второстепенные и третьестепенные. И это обычно делается для того, чтобы мятежники устали. Физически устали, и тогда их легче будет взять.
- То есть, вы думаете, будет штурм?
- Возможно. Но не исключено также, что они о чем-то договорятся и сдадутся.
Би-би-си

