Варшавский приговор

Антироссийская риторика стала лейтмотивом выступлений лидеров стран НАТО на прошедшем в Варшаве первом с 2014 года саммите
На саммите НАТО в столице Польши, который прошел 8-9 июля, члены альянса приняли решение о размещении в странах Балтии и в Польше четырех многонациональных батальонов, начальном уровне операционной готовности системы ЕвроПРО и многонациональном присутствии в Черноморском регионе. Генеральный секретарь альянса Йенс СТОЛТЕНБЕРГ заявил, что отношения с Москвой будут основываться “на обороне и диалоге”. Причем в заявлении лидеров стран-участниц отмечается, что НАТО стремится к конструктивным отношениям с Россией, но ставит их в зависимость от действий Москвы.
Россию не следует рассматривать как врага, а, скорее, как “партнера, который может порой применять силу”, заявил президент Франции Франсуа ОЛЛАНД по прибытии на саммит лидеров НАТО. Это заявление французского лидера не только выразило суть сложных отношений НАТО со своим крупнейшим и наиболее агрессивным соседом, оно также показало, как 28 лидеров альянса пытаются определиться с общей позицией, чтобы подать единый сигнал президенту России Владимиру ПУТИНУ спустя более двух лет после того, как он забрал Крым у Украины.
“Россия является частью проблемы, но в то же время она должна быть и частью решения”, - заявил премьер-министр Греции Алексис ЦИПРАС своим коллегам на саммите согласно стенограмме, отправленной его канцелярией по электронной почте.
Словесная акробатика стала характерной особенностью риторики лидеров, которые излагали различные подходы, собравшись в пятницу в Варшаве на своем первом саммите с 2014 года. Другие же лидеры - особенно тех стран, которые расположены ближе к Москве географически, - оказались менее любезными и сговорчивыми в отношении действий российского президента у границ НАТО.
“Мир предложил России все, что мог, - заявил министр иностранных дел Польши Витольд ВАЩИКОВСКИЙ. - Но ничего не изменилось”.
Согласно оборонным инициативам НАТО, представленным на двухдневном саммите, большинство лидеров альянса - независимо от мнения Олланда - поддерживают своих польских коллег, устроителей саммита, считая Россию не столько партнером, сколько противником.
Россия, видимо, согласна с этой оценкой: как сообщило в субботу агентство “Интерфакс”, бывший лидер СССР Михаил ГОРБАЧЕВ заявил, что решения, принятые НАТО на саммите, свидетельствуют о том, что альянс “делает шаг (от холодной войны. - Ред.) к подготовке войны реальной”.
Саммит одобрил давний план по развертыванию войск НАТО в четырех граничащих с Россией странах Восточной Европы, что, по словам генерального секретаря Йенса Столтенберга, “будет продолжаться столько, сколько необходимо” для решения проблем в условиях “новой реальности”. Решением саммита силы НАТО были увеличены втрое, до 40 тысяч (так в тексте. - Прим. перев.) человек, готовых оперативно отреагировать на военное вторжение России, усилена система противоракетной обороны альянса и его способность противостоять кибератакам.
Даже при том, что западный альянс перебрасывает силы к своим восточным границам, Столтенберг поспешил отметить, что отношения с Россией не перешли в состояние новой холодной войны, и постарался развеять опасения Кремля, который считает эти действия скорее наступательными, нежели оборонительными.
“НАТО не представляет какой-либо угрозы ни для кого. Мы не хотим ядерной войны, мы не хотим новой гонки вооружений, и мы не стремимся к конфронтации”, - заявил Столтенберг журналистам по окончании первого рабочего заседания и перед началом более неофициального ужина лидеров альянса, во время которого Россия вновь стала главной темой обсуждения.
Напомним, связи между НАТО и Россией резко сократились после того, как в 2014 году Путин вторгся на Украину, но Столтенберг созвал встречу между послами НАТО и российскими представителями, которая должна состояться завтра, 13 июля, в Брюсселе.
“Россию нельзя и не нужно изолировать, - заявил Столтенберг. - В связи с увеличением военной активности в Европе и у ее границ мы заинтересованы в согласовании правил взаимодействия с Россией”.
Встреча в среду будет прежде всего посвящена вопросам прозрачности и обмена информацией между обеими сторонами для предотвращения рисков, заявила канцлер Германии Ангела МЕРКЕЛЬ, которая сослалась на “действительно опасные ситуации”, возникшие в Балтийском регионе.
“В интересах обеих сторон, чтобы НАТО и Россия очень тесно согласовывали свои действия, как это происходит, например, в Сирии в результате договоренностей между Соединенными Штатами и Россией”, - заявила Меркель журналистам.
И если некоторые успокоительные речи и смягчающая риторика звучали с тем, чтобы предотвратить обвинения в бряцании оружием, государства - члены НАТО также рассматривают формы взаимодействия в соответствии со своей заявленной целью - ведение диалога. Так, в день открытия саммита Олланд и Меркель провели телефонную беседу с Путиным, чтобы хоть немного продвинуться в решении задачи по обеспечению мирного урегулирования на востоке Украины.
А президент Латвии Раймондс ВЕЙОНИС заявил, что развертывание альянсом четырех батальонов в Восточной Европе “ни при каких обстоятельствах” нельзя считать угрозой для России, учитывая масштабы ответного наращивания Путиным вооруженных сил вдоль восточных границ НАТО. “Мы можем выступать за сотрудничество с Россией как с партнером, - сказал Вейонис в беседе на полях саммита. - Но давайте говорить начистоту. Этот диалог будет успешным, если вести его с позиции безопасности”.
Сама Россия очень внимательно следила за саммитом, сказал журналистам пресс-секретарь Кремля Дмитрий ПЕСКОВ. “Когда у наших границ ходят натовские солдаты и летают натовские самолеты... Ведь не мы же приближаемся к границам (НАТО. - Ред.)”, - заявил Песков. А в воскресенье был опубликован в СМИ комментарий официального представителя МИД России Марии ЗАХАРОВОЙ по итогам саммита НАТО в Варшаве. По ее словам, российская сторона внимательно изучает решения саммита, но даже их первичный анализ свидетельствует о том, что НАТО по-прежнему существует “в некоем военно-политическом “зазеркалье”. Вместо того чтобы объединять усилия со всеми ответственными международными игроками для противодействия реальным угрозам, альянс борется с надуманными вызовами и концентрирует усилия на “угрозе с Востока”, которой не существует.
Bloomberg (США), inoСМИ.ru, РИА “Новости”

