Въехали в разведку

В российском обществе не утихает обсуждение недавнего “гусарского” автопробега выпускников Московской Академии ФСБ
Сами участники заезда, похоже, не слишком понимают, почему, их покатушки, вызвали такую волну возмущения. “Это вполне нормально. Если бы катались на белых “волгах”, то похвалили бы. Я не вижу ничего неадекватного в проезде кортежа без нарушений ПДД”, - заявил один из выпускников. Он также сообщил, что внедорожники предоставили выпускники прошлых лет, и назвал это “шефской помощью молодому поколению”. В ответ на критику со стороны старших товарищей один из организаторов “марша гелендвагенов” заметил, что тему “надо глушить, а не афишировать на миллионную аудиторию”. Lenta.ru побеседовала с ветеранами разведки и госбезопасности, чтобы выяснить их отношение к скандальной выходке новоиспеченных коллег, и стоит ли наказывать выпускников, решивших немного “погусарить”, перед тем как на долгие годы погрузиться в служебную рутину.
Владимир ГОРОВОЙ, бывший сотрудник службы внешней разведки КГБ СССР, полковник в отставке:
- Поступок этот совершенно неуместен. Они тем самым как бы выделяют себя в особую группу, на которую общие правила вроде и не распространяются. Это не какое-то юношеское недомыслие. У них мозги уже сейчас заточены на то, что они выделяются из прочих, и считают вполне приемлемым наглядно продемонстрировать это. Вот мы теперь кто! Вот что мы можем делать! Как захотим, так и сделаем! Но это недопустимо для выбравших такую профессию - охранять безопасность страны и покой ее граждан.
Этот поступок заслуживает не просто осуждения и не какой-то воспитательной беседы, как предлагает общественный совет. Не школяры. Это уже зафиксировалось в их сознании. Но если сегодня эти выпускники бросают вызов окружающим, устраивая такие автопробеги, то что они позволят себе завтра, когда им доверят реальную власть? А ФСБ, на минуточку, это организация, имеющая достаточно власти, чтобы влиять на судьбы людей. Поэтому ее сотрудники должны быть совершенно безупречны. А вот этого мы, увы, не увидели.
Похоже, молодые люди просто не осознают, в каком учреждении они собрались работать. Сотрудник ФСБ, разведчик, должен вести себя так, чтобы не попадать ни в какие истории. В том числе потому, что такие эксцессы бросают тень не только на него, но и на всю службу. Сейчас люди смотрят на эти записи и говорят: “Ну что, это та же золотая молодежь, те же мажоры. Недавно задержали этого сынка топ-менеджера из “Лукойла” на “гелендвагене”, а теперь эти…” И в чем разница? И что это за организация ФСБ, в которой такие сотрудники будут работать. Пороха еще не нюхали, зато готовы продемонстрировать роскошный автомобиль и корпоративную неуязвимость.
Арсен МАРТИРОСЯН, бывший сотрудник службы внешней разведки КГБ СССР, полковник в отставке:
- Я считаю, этих ребят надо наказать. Возможно, вплоть до увольнения. Это уже не чекисты, не сотрудники контрразведки. Когда человек четыре года выслушивал призывы к особой скромности, принял присягу, получил погоны и в непростой для наших граждан период устраивает такой заезд! Совсем тормозов нет! Сегодня они такое вытворили, а что будет завтра? Боюсь, кончиться это может очень плачевно, вплоть до предательства. Поэтому лучше их уволить: это уже не сотрудники ФСБ - негодный материал.
Во-первых, рожи их уже засвечены. Это очень плохо. Любые западные разведки всегда ищут фото сотрудников спецслужб противника. Это важнейшая задача. А тут сразу 28 рож засвечено! Во-вторых, мальчики демонстрируют тягу к дорогим вещам. А это крайне опасно в нашем деле. Такого сотрудника можно втянуть в очень неприятные дела, которые заканчиваются изменой Родине.
Причина здесь не только в низком качестве воспитательной работы, но и в качестве самого человеческого материала. Отбор теперь не так хорош. В наше время за такие вещи гнали, не задумываясь.
Александр МИХАЙЛОВ, член совета по внешней и оборонной политике, генерал-майор ФСБ в запасе:
- Что значит “погусарили”? Это же вам не кавалерийский полк. Это спецслужба. И когда сотрудник спецслужбы что-то делает, он в первую очередь должен думать о последствиях. В первую очередь для той системы, которую он представляет. Общество привыкло, что в спецслужбах достаточно закрытые люди, избегающие каких-либо публичных демонстраций и выпадов. А тут все было как-то нарочито: “Эй, ямщик, гони-ка к “Яру”!”
Мне видится, причина кроется в недостаточной воспитательной работе в академии. Не выработали наставники у них иммунитет к такой вот разухабистой, разудалой жизни, которая, по сути, граничит с преступлением. Есть у нас незыблемое правило - не оставлять следов. В том числе и в соцсетях. А тут все наружу - вот, смотрите… Одним словом, это поведение никак не соответствует сложившемуся образу людей, работающих в спецслужбах, и противоречит самим принципам этих служб.
К сожалению, сегодня служба в ФСБ стала для многих молодых людей таким морально-психологическим бизнесом. Пользуясь уважением общества к этой организации, они презентуют себя как ее часть. Хотя на заре карьеры они, по большому счету, ничего из себя не представляют. Их знания, полученные в вузе, без практического опыта - не знания. Им еще предстоит показать, что они достойны того авторитета, которым пользуется спецслужба.
Много лет назад был такой случай. На церемонии выпуска из академии, когда парадный строй выпускников проходил перед трибуной, молодые лейтенанты неожиданно бросили в воздух мелочь. Есть такая армейская традиция выразить юношеский восторг. В результате все они уехали в подразделения с выговорами. Выговоры получили и все руководители курса, не сумевшие должным образом подготовить курсантов. Думаю, и в этом случае тоже имел место просчет начальников курса, которые, безусловно, знали о готовящемся заезде, но ничего не предприняли, чтобы избежать такой вот негативной реакции общества.
Сергей ШЕСТОВ, президент Международной общественной организации ветеранов спецподразделения “Вымпел”, полковник запаса КГБ СССР:
- Это не шалость, это дурное поведение. К тому же это преднамеренное организованное действие. И мне кажется, что тут как-то задействованы сотрудники самой академии. По крайней мере, курсовые наставники не могли не знать об этом. Информационная работа там налажена. Пригляд ведется как положено. Не знать об этом автопробеге не могли. Пацаны, конечно, виноваты, но все это готовилось не без старших товарищей.
А если выяснится, что никто об этом не знал, то это совсем плохо. Руководство академии тогда следует уволить. Иначе и государство проспать недолго. Впрочем, сейчас уже на некоторых факультетах “Бауманки” дисциплина получше и пожестче, чем в нашем вузе. А почему? Потому что идеологии у нас больше нет. И чекисты больше не передовой боевой отряд партии. Какие идеалы мы защищаем? Мы теперь просто государственные служащие со специфическим образованием. Поэтому я не знаю, где жестче поведенческие установки - в нашей академии или в каком-то другом престижном вузе.
Что же касается этих балбесов, то никуда, думаю, их не разгонят. На них потрачена куча денег. Конечно, кто-то из них наверняка губы раскатал, чтобы распределиться в хорошее место, а теперь им скажут: “Давай, приятель, поезжай-ка на дальние рубежи”.
Lenta.ru
Кстати
Чем ближе - тем выше
Самыми влиятельными людьми в России являются президент страны, сотрудники его администрации и
силовики, говорится в опубликованном в понедельник изданием РБК первом рейтинге влиятельности российских политиков центра политических технологий (ЦПТ) “Политический класс России”. ЦПТ оценил влиятельность 145 политиков, бизнесменов и общественных деятелей. Итоговый рейтинг позволяет взвешивать вес и влияние различных когорт внутри политического класса, говорит участвовавший в составлении рейтинга руководитель фонда ИСЭПИ Дмитрий БАДОВСКИЙ.
В частности, в группе “Федеральные государственные институты” в первой пятерке лишь двое - члены правительства. Первое место занимает президент РФ Владимир ПУТИН (на снимке). Следом идет руководитель президентской администрации Сергей ИВАНОВ - он оказался влиятельнее премьер-министра Дмитрия МЕДВЕДЕВА, занявшего 3-е место. На четвертой позиции первый замруководителя администрации президента Вячеслав ВОЛОДИН. Он опередил министра обороны Сергея ШОЙГУ и министра иностранных дел Сергея ЛАВРОВА (5-е и 6-е места соответственно).
Секретарь Совета безопасности Николай ПАТРУШЕВ, судя по рейтингу, имеет больше влияния, чем директор ФСБ Александр БОРТНИКОВ (7-е и 8-е места), и еще больше, чем руководитель СКР Александр БАСТРЫКИН (номер 11) и главнокомандующий Росгвардией Виктор ЗОЛОТОВ (13-е место). “Различия в индексах указанных силовиков минимальны, всего в десятых долях, они находятся примерно в одной зоне. Всего в двадцатке самых влиятельных политиков семь руководителей силовых ведомств. Высота в рейтинге характеризует близость к президенту, поэтому Патрушев выше всех силовиков, несмотря на небольшую публичность”, - говорит председатель правления ЦПТ Борис МАКАРЕНКО.
Замыкают первую десятку пресс-секретарь президента Дмитрий ПЕСКОВ и директор Центробанка Эльвира НАБИУЛЛИНА. Вторая десятка состоит преимущественно из членов правительства. Верхушка исполнительной власти по рейтингу - это сочетание руководителей силовых и экономических ведомств, а также руководителей администрации президента, пишут авторы. Песков попал в эту группу из-за “сверхвысокой” упоминаемости в СМИ, объясняется в докладе. Отметим, что руководители высших судебных инстанций в группе федеральных институтов оказались лишь в пятом десятке: председатель Конституционного суда Валерий ЗОРЬКИН занял 41-е место, а председатель Верховного суда Вячеслав ЛЕБЕДЕВ - 43-е.
РБК

