1419

Тактическая победа Кремля

Частичный вывод войск РФ из Сирии - сигнал всем силам в регионе: искать политическое решение

Зарубежные СМИ, многие политики и эксперты не скрывают крайнего удивления по поводу решения российского президента Владимира ПУТИНА вывести группировку ВКС из Сирии и рассуждают по поводу того, почему глава российского государства сделал такой шаг именно сейчас и что за ним последует.

Джонатан МАРКУС, дипломатический обозреватель Би-би-си:
“Неожиданное объявление Владимира Путина совпало с началом нового раунда мирных переговоров по Сирии в Женеве, что в очередной раз демонстрирует, насколько российский президент преуспел в искусстве эффектного дипломатического жеста... Российское вмешательство в сирийский конфликт достигло основных целей: Москва укрепила позиции Башара Асада, помогла его войскам взять под свой контроль несколько стратегически важных территорий и добилась того, что Асад остается фактором в любых переговорах по разрешению конфликта в Сирии”.
The New York Times:
“На востоке Украины, например, борьба с поддерживаемыми Москвой повстанцами продолжается, хотя господин Путин пообещал соблюдать мирный договор... Россия также сталкивается с углуб­лением экономических проблем, вызванных падением мировых цен на нефть, и объявление (об уходе войск из Сирии. - Ред.) может отражать желание Путина объявить о победе и вывести свою страну из дорогостоящей военной кампании”.
Салим аль-Меслет, официальный представитель сирийского оппозиционного Высшего комитета по переговорам (ВКП):
“Если будет продемонстрирована серьезность в выполнении этого вывода войск, это даст переговорам позитивный толчок. Я верю в то, что решение России, конечно, повлияет на позицию другой стороны”.
Алексей МАЛАШЕНКО, экс­перт Московского центра Карнеги:
“Решение о выводе войск, которое на первый взгляд выглядит очень неожиданным, не могло быть принято Москвой без договоренности с США, достигнутой в результате непростого компромисса. Если сделка не сработает, ничто не мешает Москве в случае необходимости вернуть свои ВКС в Сирию”.
The Guardian, Великобритания:
“К заявлению Путина следует относиться серьезно. Ведь поскольку задача уничтожения ИГИЛ действительно не выполнена, никто никогда не поверил бы в то, что это было истинной целью. Даже задача поддержать сирийские государственные институты, чтобы удержать Башара Асада у власти, была второстепенной. Целью кампании в Сирии было заставить Запад вновь сотрудничать с Россией. Так и вышло”.
Франк-Вальтер ШТАЙНМАЙЕР, министр иностранных дел Германии:
“Если заявления о выводе российской группировки материализуются, то это усилит давление на режим президента Асада, с тем чтобы наконец начать в Женеве серьезные переговоры о мирном политическом переходном процессе, который обеспечит сохранение сирийской государственности и интересы всех групп населения”.
Игорь СУТЯГИН, старший научный сотрудник Королевского объединенного института оборонных исследований RUSI (Великобритания):
“Первая моя реакция - это то, что, возможно, кончились деньги. Вторая, а она связана с первой, - это может быть попыткой шантажа. Изначальный план, как вы помните, состоял в том, что Россия будет совершенно незаменимым игроком, абсолютно нужным партнером и все грехи России будут прощены. Этого не произошло. А добиваться этого надо, потому что денег действительно нет, ситуация ухудшается. Поэтому надо увеличить давление. И я так полагаю, что один из элементов нынешнего плана “Б” мог состоять в том, что мы сейчас уйдем, все осознают, как было хорошо с нами, как плохо без нас, приползут к нам, будут упрашивать, но мы потребуем уже высокую цену”.
ЛУ Кан, официальный представитель МИД Китая:
“Решение российской стороны может подать международному сообществу, в особенности всем сторонам конфликта в Сирии, позитивный сигнал, стимулировать все эти стороны придерживаться диалога и переговоров, чтобы найти политическое решение сирийской проблемы”.
Филип ХАММОНД, министр иностранных дел Великобритании:
“Российский шаг может стать позитивным, если он станет частью обязательств по осуществлению самими сирийцами процесса передачи политической власти и возоб­новлению усилий по прекращению боевых действий”.
CNN, американская телекомпания:
“Военные аналитики считают, что участие России помогло отбросить мятежников и силы ИГ, а также укрепить позиции Башара Асада, чье правительство было на грани краха. О выводе войск объявлено, когда возобновляются переговоры в Женеве о мирном урегулировании в Сирии. Некоторые эксперты считают, что Путин таким образом направляет сигнал всем силам в регионе, с тем чтобы они искали политическое решение”.
Джош КОЭН, обозреватель Reuters:
“Есть одна проблема (для США. - Ред.). На следующий день после того, как Путин объявил о выводе войск из Сирии, очевидно, что его игра превратилась в масштабную победу для Москвы”.
Сирийское агентство SANA:
“Этот разговор (по телефону, о выводе войск между Путиным и Асадом. - Ред.) состоялся на фоне побед сирийских военных, действовавших под прикрытием российских ВКС. Удалось достичь перемирия, и множество боевиков сложили оружие. При этом речи не идет о том, что Россия прекратит поддерживать Сирию в борьбе с террористами”.
Аналитики американского разведывательно-аналитического центра Stratfor:
“Вывод войск, который начнется 15 марта, в тот же день, что и переговоры по Сирии в Женеве, может стимулировать прорыв на переговорах. Важно будет проследить за любыми сигналами о предстоящем соглашении, исходящими из Женевы, и указаниями из ЕС, которые могут стать намеком на потенциально большую сделку”.

По сообщениям российских и зарубежных СМИ

А тем временем

“Отомстить” уже не получится...

Один из главарей группировки “Исламское государство” (ИГ) Омар аш-ШИШАНИ (на снимке), известный также как Омар Чеченец, скончался под присмотром врачей в госпитале, расположенном неподалеку от сирийского города Ракка.
Соответствующую информацию в ночь на вторник обнародовал американский телеканал CNN, ссылаясь на двух высокопоставленных чиновников. Позже в Пентагоне подтвердили факт смерти боевика. Омар аш-Шишани погиб в результате авиаудара американских ВВС на северо-востоке Сирии, сообщили СМИ со ссылкой на Министерство обороны США.
Источники CNN отметили, что аш-Шишани преждевременно признали мертвым еще на прошлой неделе, как только был проведен авиаобстрел. К такому выводу в США пришли из-за того, что американские военные перестали улавливать его голос в радио­эфире. Позднее, впрочем, выяснилось, что террорист получил серьезные ранения.
Так, накануне директор Сирийского совета по надзору за правами человека (SOHR) Рами Абдель РАХМАН заявил, что аш-Шишани впал в состояние клинической смерти: не мог самостоятельно дышать и нуждался в искусственной вентиляции легких.
Настоящее имя аш-Шишани - Тархан БАТИРАШВИЛИ, он родился в Панкисском ущелье, служил в грузинской армии. Во время военного конфликта 2008 года Батирашвили шпионил за российскими танковыми колоннами и передавал их координаты грузинской артиллерии. Два года спустя Батирашвили попал в военный госпиталь с туберкулезом, а затем был признан негодным к воинской службе по болезни. В 2010 году он оказался в тюрьме за незаконное хранение оружия. После освобож­дения в 2012 году отправился в Турцию, а оттуда - в Сирию. При этом Батирашвили - этнический чеченец, отсюда и его прозвище аш-Шишани (Чеченский). В Сирии Батирашвили некоторое время командовал группировкой “Армия эмигрантов и партизан”, связанной с “Аль-Кайедой”, а затем взял на себя военное руководство одной из группировок ИГ - “Бригадой мухаджиров (мигрантов)”.
В начале 2015 года он пообещал “отомстить России” за конфликт между РФ и Грузией. В мае прошлого года он попал в список четырех ключевых лидеров ИГ, за которых госдепартамент США объявил вознаграждение на общую сумму $20 млн.
NEWSru.com

Поделиться
Класснуть