Батькино счастье

Как Белоруссия пережила санкции ЕС и что изменится в стране после их частичной отмены
Европейский союз снял большинство санкций с высокопоставленных чиновников Белоруссии, включая президента страны Александра ЛУКАШЕНКО (на снимке), сообщили в минувший понедельник в МИД Евросоюза. Теперь им разрешен въезд на территорию ЕС. Также сняты санкции в отношении десятка белорусских предприятий, аффилированных с семьей главы государства. Тем не менее Белоруссия остается под наблюдением ЕС - в случае новых нарушений прав человека санкции могут ввести вновь.
Глава МИД Германии Франк-Вальтер ШТАЙНМАЙЕР сообщил в понедельник в Брюсселе, что Евросоюз договорился о новой политике в отношении Белоруссии, благодаря чему может быть снято большинство санкций как с самой страны, так и с ее президента. “Хорошая новость состоит в том, что мы в Европе, в ЕС договорились о новом взаимодействии с Белоруссией в будущем. Там произошли изменения. Вчера (в всокресенье) белорусский глава МИД в Мюнхене вновь подтвердил мне, что и там хотели бы другой политики с ЕС”, - сказал Штайнмайер.
И в самом деле главы МИД Евросоюза на заседании в Брюсселе приняли решение о снятии большинства санкций с Белоруссии, а также лично с президента Александра Лукашенко. Кроме Лукашенко из-под санкционного режима выведены еще 170 человек - высокопоставленные чиновники и известные бизнесмены.
Всем им кроме разрешения вести дела с зарубежными структурами вернули также право на въезд в ЕС.
Под санкциями остаются четыре человека, которых ЕС считает причастными к исчезновениям оппозиционных политиков в 1999-2000 годах. Это Владимир НАУМОВ (бывший министр внутренних дел), Виктор ШЕЙМАН (экс-глава администрации президента), Юрий СИВАКОВ (в период исчезновения политиков занимал должность главы МВД) и Дмитрий ПАВЛИЧЕНКО (командир бригады спецназа внутренних войск МВД). Также оставлен в силе запрет на поставки Минску “оружия, полицейской техники, а также техники двойного назначения, которая может быть использована для внутренних репрессий”.
Руководители ЕС особо говорили, что структуры ОБСЕ продолжат мониторинг ситуации с правами человека в Белоруссии. И если возобновятся, например, репрессии в отношении оппозиции или независимых СМИ, Евросоюз сможет в любой момент вернуть санкции против Белоруссии.
“Могу лишь позавидовать Александру Лукашенко как частному лицу, которое сможет познакомить своего младшего сына с Лувром, Прадо и Уффици на вполне законных визовых основаниях, если, конечно, захочет этого, - иронизирует известный белорусский политический аналитик Александр ФЕДУТА. - Но вот полноценного сотрудничества с Брюсселем и Страсбургом, как мне кажется, ему придется подождать. Мяч находится на белорусской стороне поля: Европа ждет реальной демократизации белорусского политического режима”.
То есть хотя формально политические санкции с официального Минска снимаются, исправить имидж Александра Лукашенко на Западе будет намного сложнее. Тем более что впереди (осенью нынешнего года) парламентские выборы, а в Белоруссии пока не наблюдается тенденции ни к проведению выборов честно, ни к свободе СМИ, ни к развитию гражданского общества. По сути, санкции сняли за три заслуги Александра Лукашенко: превращение Минска в переговорную площадку для сторон украинского конфликта, освобождение политзаключенных в августе 2015-го и проведение президентских (пере)выборов впервые без насилия в отношении оппонентов Лукашенко.
Белорусский санкционный список впервые был сформирован после президентских выборов 2006 года по причине “многочисленных нарушений прав человека”. Осенью 2008 года, во время очередного потепления между Минском и Брюсселем, ЕС приостановил действие этих санкций с мотивировкой “освобождение политзаключенных и улучшение ситуации с правами человека”.
Поводом для возобновления и даже усиления санкций стали президентские выборы 2010 года. Точнее, жестокий разгон массовой акции протеста против их фальсификации - тогда за решеткой оказалось более 700 человек, включая семерых из десяти кандидатов в президенты. С тех пор действие санкций ежегодно продлевалось, а список невъездных в ЕС чиновников и бизнесменов периодически изменялся.
Воктябре 2015 года, после окончания президентских выборов, Евросоюз на четыре месяца заморозил санкции против 171 физического и десяти юридических лиц Белоруссии. Действие санкций было приостановлено в том числе в отношении Александра Лукашенко и его старших сыновей Виктора и Дмитрия, главы Центризбиркома Лидии ЕРМОШИНОЙ, министра информации Лилии АНАНИЧ, председателя КГБ Валерия ВАКУЛЬЧИКА и его предшественника Степана СУХОРЕНКО. В списке предприятий те, которые связаны с лицами из ближнего круга белорусского президента (компании “Трайпл” и “Раковский бровар”, футбольный клуб “Динамо”, “Простор-Трейд”, “АкваТрайпл”), а также те, через которые идет торговля белорусским оружием (“Белтехэкспорт”, “Белтех Холдинг”, “Спецприборсервис”).
После заморозки санкций довольно быстро возросла интенсивность контактов между официальным Минском и европейскими столицами. Например, столицу Белоруссии посетила делегация руководства БДИПЧ ОБСЕ с итоговым докладом миссии по наблюдению за президентскими выборами. А когда в Европе начали обсуждать полную отмену санкций и пересмотр политики в отношении белорусского руководства, в Минск зачастили заместители министров иностранных дел из Австрии, Великобритании и Германии.
Что же касается экономической составляющей санкций, то, по мнению экспертов “Газеты.ru”, санкции ЕС, будучи в основном политическими, и прежде не оказывали особого влияния на торговлю между Белоруссией и ЕС. Так что и их отмена не станет некой панацеей для анемичной белорусской экономики.
Во всей этой истории с санкциями есть один очень интересный момент. Внутри Белоруссии достаточно много тех, кто открыто выступал против снятия европейских санкций, и тех, кто не высказывался публично, но очень надеялся, что санкции сохранятся. Причем эти противники снятия санкций представляют собой совершенно разные края политического спектра.
С одной стороны, за продление санкций выступали многие представители оппозиции, убежденные, что хотя градус репрессий и понизился, но в стране так и не начались демократические перемены. А минувшие выборы президента прошли хоть и без насилия со стороны власти, но все же с многочисленными фальсификациями, о чем руководству ЕС отлично известно. С другой стороны, возобновление санкций выгодно прежде всего промышленно-аграрному лобби в правительстве, продвигающему существующую социально-экономическую модель. Для таких лоббистов продление (а точнее, возобновление) санкций означало бы окончательный отказ президента от реформ, а значит, ослабление политики ограничения инфляции, вновь началась бы щедрая раздача субсидий и льгот неэффективным предприятиям, возобновилось государственное планирование и т. д.
“Отмена санкций со стороны ЕС может быть полезной для Беларуси. Теперь важно действовать правильно. Не надо переоценивать себя и думать, что сейчас откроется ларчик с кредитами и поддержкой “за глаза” и позиции “не до конца с Россией”, - считает лидер гражданской кампании “Говори правду” Андрей ДМИТРИЕВ. - У нас есть возможность получить поддержку и провести реформы в Беларуси, которые обеспечат развитие страны, важно ей воспользоваться и не испортить ничего”.
Парламентские выборы, конечно, будут одним из критериев при дальнейшем анализе. По мнению Дмитриева, “смотреть нужно не только на ЕС как таковой, но и на те страны, которые с нами по соседству, - именно они сегодня заинтересованы в совместной работе”.
Газета.ru

