Эксгумация скандала

Британский суд обвинил Российскую Федерацию в гибели Александра Литвиненко
Лондон в минувший четверг огласил результаты следствия по делу о гибели бывшего сотрудника ФСБ Александра ЛИТВИНЕНКО, умершего в 2006 году в Лондоне в результате отравления полонием-210. Участники расследования во главе с коронером Робертом ОУЭНОМ пришли к выводу, что за ликвидацией господина Литвиненко стояли спецслужбы РФ и что президент Владимир ПУТИН, “возможно, одобрил” эту акцию. Источник газеты “КоммерсантЪ” в госструктурах РФ заверил, что Москва “не примет вердикта, вынесенного подобным разбирательством”, и гарантировал: заявления Лондона “не останутся без последствий для двусторонних отношений”. В Великобритании обсуждается возможность введения новых санкций в отношении РФ - вплоть до аналога американского “закона Магнитского”, которым США в свое время ответили Москве на гибель в 2009 году юриста фонда Hermitage Capital.
Обвинение
“Операция, возможно, была одобрена Николаем ПАТРУШЕВЫМ (главой ФСБ в 2006 году. - “Ъ”) и президентом Путиным”, - говорится в заявлении британского коронера Роберта Оуэна. В докладе сказано, что к отравлению непричастны ни британские спецслужбы, ни олигарх Борис БЕРЕЗОВСКИЙ (такая гипотеза высказывалась ранее в Москве). “Я уверен, что ЛУГОВОЙ (Андрей, бывший сотрудник ФСО РФ. - “Ъ”) и КОВТУН (Дмитрий, его деловой партнер. - “Ъ”) добавили полоний-210 в чайник в Pine Bar в отеле Millenium 1 ноября 2006 года”, - говорится в заключении.
Суд указал несколько возможных причин, по которым было организовано убийство Литвиненко. Он не стал выделять какую-либо версию в качестве основной, но отметил, что все они в той или иной степени были мотивом для отравления.
Первая версия связана с тем, что в ФСБ считали Литвиненко предателем. Из материалов дела следует, что еще в 2001-2002 годах, вскоре после отъезда в Лондон, бывшие коллеги по спецслужбам предупреждали его, что ему лучше вернуться, иначе грозит смерть за предательство, напоминая судьбу Льва ТРОЦКОГО (об одном таком разговоре со слов Литвиненко рассказал на суде правозащитник Владимир БУКОВСКИЙ).
Другая причина - тесная связь с Борисом Березовским. В своих показаниях близко знавший Березовского Александр ГОЛЬДФАРБ утверждал, что Литвиненко рисковал лишь по той причине, что входил в окружение бывшего олигарха. Суд напомнил в материалах, что в 2004 году дома Литвиненко и контактировавшего с Березовским эмиссара чеченских сепаратистов Ахмеда ЗАКАЕВА неизвестные закидали бутылками с зажигательной смесью.
Еще один мотив - постоянная критика Владимира Путина. В своих книгах и других публикациях экс-сотрудник КГБ обвинял Путина во всех возможных преступлениях - от взрыва домов до педофилии.
В числе возможных причин убийства названы доклады с оценкой рисков (due diligence), которые готовил Литвиненко для частных компаний. Вместе с бывшим офицером КГБ Юрием ШВЕЦОМ он составил отчет о прошлом и связях главы ФСКН Виктора ИВАНОВА. Документ процитирован в материалах дела: “В противостоянии преступных группировок Иванов занял сторону КУМАРИНА (лидер тамбовской ОПГ Владимир Барсуков (Кумарин). - РБК). Главным призом в этой борьбе был морской порт Санкт-Петербурга, который использовался в качестве перевалочной базы для наркотиков из Колумбии: их везли из Санкт-Петербурга в Западную Европу. Иванов, сотрудничая с преступной группировкой, находился под защитой Владимира Путина, который в то время отвечал в администрации СОБЧАКА (Анатолий, тогда мэр Санкт-Петербурга. - РБК) за внешнеэкономические связи”.
Суд также учел, что Литвиненко могли убить из-за его связей с иностранными разведками. Как рассказала супруга Литвиненко в суде, ее муж работал с MI5 или с MI6. Она полагает, что он передавал им информацию о российской организованной преступности и ее связях в Великобритании. Сотрудничал Литвиненко и с итальянскими компетентными органами, передав им, в частности, документы, касавшиеся авторитета Семена МОГИЛЕВИЧА и связей с КГБ итальянского политика, бывшего премьер-министра Романо ПРОДИ.
Наконец, Литвиненко мог работать с испанскими правоохранительными органами, расследовавшими деятельность выходцев из тамбовской ОПГ. Расследованием деятельности “тамбовских” Литвиненко занимался еще в ФСБ. “Литвиненко был убежден, что между тамбовской ОПГ и сотрудниками КГБ, включая Владимира Путина и Николая Патрушева, существовал сговор”.
В документе говорится об отсутствии “доступных материалов открытых слушаний”: следователи опирались на секретные документы британского правительства, которые невозможно сделать достоянием общественности.
Реакция
Источник “Ъ” в госструктурах РФ заверил: “Российская сторона не примет никакого вердикта, вынесенного подобным разбирательством”. Тем более что, как следует из “утечек” в СМИ, выводы “публичного расследования” делались на основе доказательств prima facie, то есть кажущихся достоверными и достаточными для возбуждения дела, а также “достаточными в отсутствие доказательств в пользу противного”. Иными словами, “нарушен принцип презумпции невиновности, причем с выводом на уровень межгосударственных отношений”.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий ПЕСКОВ ранее заявил, что британский доклад не представляет интереса. То, что “публичное открытое расследование зиждется на закрытых данных неназванных спецслужб”, можно, по словам господина Пескова, “отнести к изящному британскому юмору”. Андрей Луговой назвал результаты разбирательства абсурдными. “Не было оснований ожидать, что итоговый доклад политически ангажированного и крайне непрозрачного процесса, подводившегося под заранее определенный, нужный результат, вдруг окажется объективным и беспристрастным, - заявила представитель МИД РФ Мария ЗАХАРОВА. - Сожалеем, что чисто уголовное дело было политизировано и омрачило атмосферу двусторонних отношений”.
Для Следственного комитета России (СКР) еще в июле 2014 года стало очевидно, что “расследование смерти Литвиненко перешло из уголовно-правовой в политическую плоскость”. Тогда же было отложено и коронерское следствие - до завершения так называемого публичного расследования. “Таковым (публичным. - “Ъ”) оно никогда не было, - говорится в заявлении СКР. - После того как судья заявил, что закрытые заседания позволят ему лучше изучить вопрос ответственности России по материалам, представленным спецслужбами, стало понятно, что виновные были назначены изначально”. После этого, отмечают в СКР, в деле появились “секретные доказательства”, которые достоянием гласности никогда не станут. Поэтому СКР счел нецелесообразным участвовать в “политически ангажированном процессе”.
Источник “Ъ” в госструктурах РФ заявил, что решение о приостановке открытого коронерского расследования было принято в разгар обострения российско-британских отношений на фоне кризиса на Украине. “Трудно рассматривать решение Лондона иначе, как стремление в данном контексте закрыть это дело с максимальным ущербом для наших двусторонних отношений и за наш счет”, - резюмировал собеседник “Ъ”.
С декабря 2006 года по факту убийства Александра Литвиненко российские правоохранители проводят собственное расследование. Как отмечает источник “Ъ”, оно во многом тормозилось, так как Великобритания отказывалась предоставлять запрашиваемые Москвой материалы. Впрочем, сейчас это расследование находится уже в завершающей стадии, а его результаты прямо противоположны сделанным в Лондоне выводам. Во всяком случае, Андрей Луговой и Дмитрий Ковтун еще в декабре 2011 года были признаны СКР потерпевшими от действий неизвестных отравителей.
Глава МВД Тереза МЕЙ в четверг объявила, что обратилась к главе британской прокуратуры с запросом о необходимости применения дальнейших мер - экстрадиции господ Лугового и Ковтуна и замораживании принадлежащих им “криминальных активов”. Выдавать Андрея Лугового и Дмитрия Ковтуна Россия в соответствии с Конституцией не будет. Если же Лондон предоставит Москве материалы об их возможной причастности к преступлению, то в соответствии с Европейской конвенцией о выдаче 1957 года СКР, “если сочтет необходимым”, может провести по ним собственное расследование. Впрочем, оно уже проведено комитетом в рамках “своего” уголовного дела.
Последствия
“Вывод, что убийство было санкционировано на самом высоком уровне в РФ, вызывает крайнюю озабоченность, - заявили вчера в канцелярии британского премьера. - Такое не должно применяться ни в одном государстве, не говоря уже о постоянном члене Совбеза ООН”. Премьер Дэвид КЭМЕРОН не исключил “карательных мер” в отношении России.
Возможность введения санкций против РФ в Лондоне активно обсуждается. Принять пакет ограничительных мер премьера убеждает оппозиционная Либерально-демократическая партия. Ее лидер Тим ФЭРРОН призвал ввести в связи с делом Литвиненко британский аналог американского “закона Магнитского” (российский аудитор Сергей МАГНИТСКИЙ умер в изоляторе “Матросская Тишина” в 2009 году). К санкциям призвала и вдова Александра Марина ЛИТВИНЕНКО - она считает необходимым заморозить активы всех причастных к гибели ее мужа и запретить им въезд в Британию.
Присоединилась к критике и часть соратников господина Кэмерона по Консервативной партии.
Иной позиции до сих пор придерживались в Форин-офисе. Как ранее сообщала газета The Guardian, во внешнеполитическом ведомстве стремятся избежать введения новых санкций в отношении РФ. Британские дипломаты ссылаются, в частности, на необходимость совместной работы над созданием единого фронта борьбы с группировкой “Исламское государство” (ИГ). “Форин-офис и министр внутренних дел Тереза Мей сделают все возможное, чтобы дознание (по делу Литвиненко. - “Ъ”) было полностью независимым от правительства и не стало политической акцией”, - сообщило издание.
Вместе с тем в США в четверг вечером дали понять, что в связи с докладом о смерти Александра Литвиненко в будущем могут принять меры в отношении России. “Я не исключаю соответствующих шагов в будущем”, - заявил представитель Белого дома Джош ЭРНЕСТ.
“КоммерсантЪ”, РБК

