По крымскому счёту

или Почему власти полуострова обиделись на Москву
В минувшую пятницу в Москве прошел “круглый стол” “Крым и вызовы для России. Развитие в условиях санкций”. Мероприятие обернулось рядом громких заявлений. В частности, глава Республики Крым (РК) Сергей АКСЕНОВ (на снимке) упрекнул Москву в отсутствии финансирования в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) по развитию региона. А близкие к Аксенову эксперты указали федеральному центру на то, что Крыму нужен некий особый режим. Lenta.ru проанализировала подоплеку резонансных высказываний.
Проблема в центре
“По ФЦП в 2015 году должны были освоить 15 миллиардов рублей. Сегодня уже декабрь, на сегодня еще ни одной копейки (не получено), при том, что три раза согласовывались планы, графики, наименования мероприятий и нашими должностными лицами, и всеми без исключения федеральными, включая согласование всех просьб федеральных министерств. До 15 июня мы график согласовали и провели постановление правительства по этому поводу”, - заявил Аксенов.
По его словам, в нынешнем году были направлены документы по 174 объектам ФЦП - “возможно, с ошибками, но направлены”. Однако, уточнил глава региона, ни в уже ликвидированном Министерстве по делам Крыма, ни в Минэкономразвития (этому ведомству перешли полномочия после ликвидации МинКрыма) не смогли проверить правильность поданных документов. Вместе с тем Аксенов напомнил, что он предлагал закрепить реализацию ФЦП за полуостровом, чтобы власти республики и города федерального значения Севастополя “своей головой несли ответственность”.
“В нынешней ситуации процесс не двигается с мертвой точки, к сожалению. Наверное, все-таки сама структура принятия решений должна как-то измениться, иначе мы так вообще никогда ничего не построим”, - резюмировал он.
В поддержку Аксенова выступил первый зампредседателя экспертно-консультативного совета при главе РК Сергей МИХЕЕВ, один из руководителей группы “Крымский проект”. Он высказал мнение, что на данный момент кем-то прилагаются большие “усилия по дискредитации крымской власти”.
“К сожалению, на мой взгляд, складывается ситуация, когда начинает казаться, что кому-то очень хотелось бы доказать, что Крым не справляется с теми или иными проблемами, поэтому вообще зря приняли это решение. Здесь есть элемент недопонимания ситуации, а иногда и элемент откровенной политической игры, для того чтобы показать всем нам: ну вот зря вы все-таки взяли Крым в состав - проблемы там не решаются, управление не очень эффективное. Мне кажется, это очень неприятная и опасная тенденция, кто-то эти вещи иногда раскручивает”, - отметил Михеев.
Директор Российского института стратегических исследований (РИСИ) Леонид РЕШЕТНИКОВ в свою очередь подчеркнул, что “мы создаем надежды и даже иллюзии у Запада, что воссоединение Крыма с Россией действительно можно поломать, потому что настроения такие появляются в Москве, да и вообще в России”. Эксперт особо указал, что нужно развеять иллюзии о том, что Крымский полуостров - рядовой регион страны.
“Мы понимаем, что все-таки проблема в Москве лежит, не в Крыму. Меняться надо федеральному центру. Нам надо в ближайшее время выходить с инициативой перед президентом и руководством о специальном режиме, иначе 20 лет будем интегрироваться с неизвестными последствиями”, - уточнил Решетников.
Политическая подоплека
Такие заявления взбудоражили традиционно политически активных жителей полуострова, которые больше доверяют Москве, нежели “команде победителей” (так после референдума о воссоединении Крыма с Россией называют местных представителей власти). В соцсетях - в группах, объединяющих крымчан, - родились дискуссии, в которых все чаще высказывается мнение, что Аксенов своими резкими выпадами добивается так называемой чеченизации Крыма, то есть спецрежима для региона.
“Я вижу в этих заявлениях политическую подоплеку, - оценил ситуацию директор Центра политической информации Алексей МУХИН. - Во-первых, руководство республики пытается привлечь внимание к проблемам субъекта. Во-вторых, руководству республики не нравится, что их ограничивают в расходах федеральных средств, которые им выделили. Но при этом они не учитывают, что расход федеральных средств должен находиться под контролем федерального центра и деньги должны расходоваться строго по назначению”.
К слову, если присланные чиновники и появляются на полуострове, надолго они там не задерживаются. Как рассказал источник в правительстве Севастополя, в начале сентября у губернатора Севастополя Сергея МЕНЯЙЛО появился советник по экономике Андрей НИКИТЧЕНКО, прибывший в местное правительство по так называемой квоте вице-премьера Дмитрия КОЗАКА. Никитченко был направлен для качественной подготовки документов для ФЦП, но когда он попытался отстроить работу департаментов и экономического блока, Меняйло попросил его не вмешиваться в дела правительства. В результате новый советник, не проработав и трех недель, вернулся в Москву. В конце октября губернатор получил письмо от Минэкономразвития, в котором его упрекнули в срыве сроков по представлению предложений для изменения ФЦП и попросили “принять исчерпывающие меры в суточный срок”. Сам глава Севастополя объяснял журналистам, что претензий не поступало, а в правительстве города не исключили, что предложения региона могли не дойти до министерства из-за “технической ошибки”.
Финансы без романтики
Вместе с тем, по мнению Мухина, крымские власти тоже можно понять, потому как они в отечественном политикуме люди новые и не привыкли работать так, как работают в России. Однако, считает эксперт, “кидать обидку на центр все же не стоит”.
“Обижаться на Москву в данной ситуации бессмысленно. Прежде всего речь идет о том, чтобы Крым не превратился в очередную финансовую дыру, куда можно закачивать бесконечное количество финансовых средств без какого-либо позитивного эффекта. Механизмы распределения и освоения этих средств, которые существуют в регионе, на взгляд федерального центра не вполне эффективны. Но менять их региональные власти почему-то не хотят. Вопрос “почему?” остается открытым”, - отметил Мухин. По его словам, Крыму для устранения конфликтов с Москвой необходимо проработать абсолютно прозрачные схемы по реализации ФЦП, где ключевое слово - “целевая”.
При этом политолог предупреждает о некорректности сравнений Чеченской Республики и Крыма. “По моей информации, в Москве прекрасно осведомлены о том, на что идут деньги, направляемые в Чечню. И претензий пока не возникало. Стоит посмотреть на этот регион, чтобы увидеть, насколько он изменился за несколько лет. Что касается Крыма, то, насколько мне известно, у чиновников, которые отвечают за развитие этого региона, в частности у вице-премьера Дмитрия Козака, не очень позитивное впечатление о том, как идут дела на полуострове”, - полагает Мухин.
Замдиректора Центра политических технологий Алексей МАКАРКИН также высказал мнение, что Москве нужен контроль за эффективностью расходования бюджетных средств. По его мнению, в центре отдают себе отчет в том, что если на полуостров бесконтрольно пустить деньги, это будет черная дыра на долгие годы вперед.
“Романтический период закончился, сейчас нужно работать вне зависимости от каких-то прежних заслуг. И здесь возникают проблемы: центр дает средства - но насколько он может контролировать эффективность их использования? Появилось решение направить в Крым федеральных чиновников, которые будут все контролировать и рулить ситуацией. Но это по каким-то причинам не получилось. Во-первых, федеральные чиновники не хотят ехать на полуостров, потому что это для них будет кадровым понижением, а во-вторых, встанет вопрос кадровой совместимости местных и федералов. В целом есть ощущение, что ситуация достаточно проблемная, поэтому возникают конфликты. Крымские чиновники хотят широкого финансирования, а федералы не готовы финансировать в тех объемах, которых ожидают крымчане, но при этом хотят, чтобы любое выделение денег было контролируемым”, - объясняет он.
Риторический авторитет
Алексей Макаркин указывает и на то, что риторика главы РК Аксенова в адрес Москвы излишне жесткая. Судя по всему, так вести себя советует ему его окружение, в частности члены экспертно-консультативного совета. “Но советуют это ему зря. Хотя понятно почему: Аксенову нужно поддерживать свой авторитет, который держится на том, что он возглавил процесс присоединения региона к России. Но ведь изначально у него аппаратные позиции были довольно слабые: он был председателем фракции в Верховном совете Крыма, в которую входило всего три депутата. Поэтому ему надо подчеркнуть свою значимость. Однако если в регионе изменилось что-то в лучшую сторону в плане зарплат госслужащим, ремонта дорог - это результат политики федерального центра”, - отмечает Макаркин.
Впрочем, нельзя сказать, что у крымского руководства совсем нет успехов. 15 декабря в селе Листовом Сакского района Крыма была торжественно открыта... двухметровая детская горка. Ради такого события детям раздали десятки шариков с партийной символикой и флаги. Репортаж с грандиозного мероприятия выложили на сайт правительства РК. Эпичности происходящему придавала панорама полуразрушенных домов на заднем плане. Публикация тут же разлетелась по блогам и СМИ. Как шутили в соцсетях крымчане, комментируя открытие горки в Листовом, в этом фото вся суть управления регионом “командой победителей”.
Lenta.ru
А тем временем
Цену не набивайте!
Сенсационное заявление главы Крыма Сергея АКСЕНОВА о невыделении средств республике вызвало удивление в правительстве России. Кроме того, кабинет министров озабочен уровнем профессионализма региональных властей.
Источник в правительстве РФ заявил ТАСС, что 18 сентября 2015 года с Республикой Крым и Севастополем были заключены соглашения и из федерального бюджета было перечислено 2,77 млрд. руб. ($39 млн.) на проектирование и строительство 139 объектов программы (Республике Крым - 1,98 млрд. руб. ($27 млн.). Однако “на данный момент из доведенных субсидий органами власти этих регионов контракты заключены только на 308 млн. руб. ($4 млн.)”, а большую часть средств предложили перенести на 2016 год. Перенос начала финансирования большинства объектов связан с “постоянно меняющимися предложениями” властей Крыма по объектной расшифровке укрупненных инвестиционных проектов и с крайне низким качеством предоставляемых обоснований стоимости объектов. “Профессионализм и качество работы региональных властей вызывают серьезную озабоченность руководства правительства”, - заключил источник.
ТАСС

