Боевые Чебурашки,или Особенности национальной пропаганды
Судя по тому, что доносится из телевизора, российская пропаганда пытается внедрить в сознание людей мысль о том, что война - не самое страшное… В том числе и атомная. Ну а где война - там и герои. Порой совершенно неожиданные. Вроде Олимпийского Мишки с автоматом наперевес или Чебурашки в камуфляже.
"Итак, началась Третья Мировая Ядерная Война. А что делать вам? Прежде всего оценить, где вы. Если далеко от взрыва - оставайтесь на месте. Если рядом - очень быстро бегите в безопасное место. <…> Проанализируйте преграды, проложите маршрут, рассчитайте припасы: мюсли, батончики, сухофрукты, консервы, рис, бобы, мука, картофель, злаки, сахар, мед. А главное - вода…”
Когда-то меня готовили к войне. На уроках НВП: “При ядерном взрыве падайте на землю как можно дальше от зданий”. В армии: “Вспышка слева!”, “Вспышка справа!”… Потом устали. Но в последнее время снова учат правилам поведения при светопреставлении.
Этим заняты десятки интернет-ресурсов (фрагмент приведен выше). На меня, похоже, рассчитывают. И потому наряду с наставлениями типа “война - не самое страшное; надо лишь хранить спокойствие и оставаться в закрытом помещении...” поднимают мой боевой дух.
Пропаганда не скупа на идеи. Ведь известно: дух тем выше, чем ярче его образы - герои. Мне их предлагают. И они впечатляют.
Как вам знаменитый Мишка олимпийский? Да-да, символ Олимпиады-80. Вот он - с патронной лентой на плече и с автоматом в лапах. Да, друзья! Таким он вернулся к нам из сказочного леса. И бродит по Сети, где его легко найти. Хорошо было бы знать и имя художника. Но, увы, автор неизвестен. Между тем его детище украшает плакат пражского “Музея коммунизма”, полного тоталитарных артефактов. И вообще - живет своей жизнью.
Мой приятель Вадим украсил им свою аватарку в Фейсбуке. Я спросил: почему? А он: “Я увидел в Чехии этот плакат, рифмующий Олимпиаду-80 с афганской войной, и подумал: а ведь с тех пор у многих людей картина мира не изменилась. 2014 год это подтвердил. Отсюда Миши-АКМ на аватарке. Да, это сарказм. И он уместен”.
Но этот образ греет душу многим и вдали от берегов Влтавы. Загляните в Сеть: теперь Миши-АКМ - персонажи квазипатриотического фольклора в самых разных версиях, включая тату на впечатляющих местах.
Может, где-то считают, что это круто - превращать мирный символ спорта в монстра, трясущего чем-то скорострельным и смертоносным. Впрочем, ставить диагноз народным вкусам - дело социальных психологов. Но я здесь не вижу ничего хорошего.
А вот тот же Миша зверски рвет зубами флаг США. Улыбка милого дитяти художника Виктора ЧИЖИКОВА в прошлом - обнажился его клыкастый оскал.
Даже в мрачные годы холодной войны олимпийские медведи так себя не вели.
А нынешний - жрет. Под маркой anti-NATO.ru с девизом “Русские проснулись!”.
Значит, не случайна тревожная картинка в Daril’s Cagle’s Post: угрюмый медведь-Россия разрывает могилу с надгробьем “Холодная война”. А ведь синдикат Cagle Cartoons, Inc. рассылает свой продукт 850 изданиям. А с ним - и образ России.
Медведь - ее давний символ. Когда-то картографы вменяли странам символы - зверей. В XVI веке швед Олаус МАГНУС (1490-1557 гг., шведский церковный деятель, архиепископ Уппсалы, дипломат, писатель и картограф. - Ред.) обозначил Россию медведем. А после он перебрался с карты в карикатуру.
Вот рисунок 1791 года: Британия, Турция, Пруссия и другие лупят его плетками. А вот век XIX: медведь, лев, орел и галльский петух делят шкуру китайского дракона. 1938 год - в СССР прошли выборы и завершаются “большие процессы”. Стоит мишка с газетой под мышкой. Сталин поит его из ложки с надписью “Казни”. Медведь: “Я правда должен это пить? Я же верно плясал для тебя!” Подпись: “Московский пурген”.
Чего только не пережил наш медведь! Его будили штыками японцы. Вместе с британским львом он пугал афганского эмира. Возил на себе большевиков… А теперь стращает мир. Вот за столом - лидеры Запада и Востока. Они говорят: “Цены на нефть больше не взлетят”. А медведь: “Есть у меня одна штучка - с ней все взлетит”. И указывает когтем на ракету.
Пусть для журналов Punch и Time и их читателей медведь - символ большой, но туповатой и неуклюжей силы, в России этот образ все чаще используют как позитивный. В том же ключе, что и в детском анекдоте: я - медведь! И щас всем вам по морде надаю!
Советская пропаганда представляла Союз как сильную, но мирную страну, и в печати медведь был ее символом крайне редко. А нынче - кажет когти.
Началось это все с того же Миши олимпийского. Продолжилось тушкой на эмблеме “Единой России”. А теперь повсюду рык: это я - Миша. Кого съесть? Бегите, звери! Дрожите, люди! Или трясите “Искандерами”: ура-а!
И, говорят, иным нравится.
Впрочем, на пермской выставке художника Василия СЛОНОВА “Добро пожаловать в Сочи-2014!” на одной из работ была преотвратная медвежья ряшка. Но ее скрывала маска… Чебурашки! А на другой топорная матрешка и зверский ушастик слились воедино с полицейской дубиной.
Впрочем, тут дело ясное: автор намеренно играл с негативными образами.
Но за что же питомца Эдуарда УСПЕНСКОГО (писатель, сценарист, автор детских книг. - Ред.) и Леонида ШВАРЦМАНА (режиссер-мультипликатор. - Ред.) призвали на “гибридную войну”? Одели в форму? Вручили автомат? Снабдили триколором?
Прежде люди знали: “Чебурашка питается репой да малиной, изловлен бабами на речке Неглинной”. А еще “он был когда-то странной, игрушкой безымянной”. Какой же муштрой превратили его в существо, готовое, передернув затвор, жестко спросить друга, как на рисунке Бильжо: “Гена, а ты знаешь, что по национальности ты - гад?”
Впрочем, это с ним не впервые. У меня есть футболка с Че Бурашкой в берете и с оружием (авторская - с Non/Fiction, подпись неразборчива).
Но это - усмешка. Ирония. Отсыл туда, где у каждого восьмого на груди пылает взгляд ГЕВАРЫ... (Эрнесто Че Гевара, латиноамериканский революционер, команданте Кубинской революции 1959 года. - Ред.). А тут видео: ушастика сменяет то флаг Украины, то рожок АКМ с девизом “Слова ничего не значат”. Убойный кадр - система залпового огня “Чебурашка”, заряженная Чебурашками же. За кадром - хрип: “Этот город боится меня. <…> Мир стоит на краю, глядя в чертово пекло. Либералы, интеллектуалы - сладкоголосые болтуны. И никто не знает, что сказать…”
А чего говорить, коли вот скриншот. И на нем - боевой Чебурах-бах-бах-бах.
Очевидно, те, кто это снимал-рисовал, знают: замена людей животными (в речах, кино, рисунках) - не только прием давних баснописцев, но и современных пропагандистов - “расчеловечивание”. С его помощью побуждают своих отождествить с животными чужих. СМИ внушали народу хуту: соседи тутси - это инъензи - тараканы.
На Кубе несогласных звали “гусанос” - “черви”. В СССР радио “Свобода” рисовали в виде змеи. Зачем? Чтобы заместить возможную симпатию к людям омерзением к гадам.
Ну а как же орлы, львы, медведи?
Это - сильные звери. Здесь симпатию замещают злостью и жаждой победы.
Если враг - лев, надо его одолеть. Зря, что ли, Самсон ему пасть порвал? А если свой - то герой. Лев - царь зверей: мудрый и могучий. Орел - князь небес: зоркий и летучий. Медведь - император тайги: хитрый и мощный.
Здесь могут помочь мифология, этнология, исследования идентичности… Но годятся и приемы социологов. Ведь, возможно, это с их одобрения, выступая в октябре 2014 года на дискуссии в клубе “Валдай”, Владимир ПУТИН (президент РФ. - Ред.) сравнил Россию с медведем, который “ни у кого разрешения спрашивать не будет. Он считается у нас хозяином тайги и… тайги он своей не отдаст”. А “как только вырвут (ему) когти и зубы, тогда… чучело из него сделают”. Но пока он при ракете и зубаст.
Допустим. Но что здесь делают Миша Олимпийский и Чебурашка?
О, у них важная роль! Ведь и олимпийский Медведь - медведь. И если на устах его улыбка, он так и будет стрелять улыбаясь. Как и Чебурашка. Который, конечно, хороший. Но если доверивший ему оружие захочет, то и он прямо в цель попадет и ухом не поведет. Милые зверушки помогают усвоить: война - не самое страшное…
Дмитрий ПЕТРОВ*, Газета.ru
* Автор - независимый российский журналист, писатель, путешественник. Автор нескольких сотен статей и лекций. А также книг “Великие инфраструктурные проекты России” (2009), “Становление и утверждение Православия на Дальнем Востоке” (2010), “Аксенов” (2012)..