2287

Дьявол кроется в Анталье

Почему на саммите G20 президент России стал самым востребованным лидером

На встрече с президентом РФ Владимиром ПУТИНЫМ (на снимке - справа) во время саммита G20 в Турции Барак Обама (на снимке - слева) осторожно отметил “важность военных усилий” России в Сирии. Американские СМИ восприняли это заявление как изменение позиции Вашингтона в отношении Москвы. Форум проходит на фоне царящего в мире шока после серии терактов в Париже. В отличие от прошлогоднего саммита в Австралии, когда западные лидеры демонстративно избегали Путина, в Анталье российский президент, фактически возглавивший борьбу с “Исламским государством” (ИГ или ИГИЛ), был едва ли не самым популярным лидером.

Слова президента США, в которых содержалась умеренно позитивная характеристика действий Москвы в Сирии, были процитированы информационными агентствами со ссылкой на неназванного представителя администрации США.
Высказывание, сделанное Оба­мой в отношении военной операции РФ в Сирии, - это, пожалуй, первое заявление положительного характера на фоне частой критики действий Москвы в регионе со стороны Вашингтона.
Белый дом до последнего времени настаивал, что значительная, если не большая часть авиаударов России по территории Сирии наносится вовсе не по позициям запрещенного в РФ “Исламского государства”, а по повстанцам из вооруженной оппозиции. Избранная же Владимиром Путиным стратегия характеризовалась Белым домом как “контрпродуктивная”.
Судя по заявлению представителя администрации Обамы, в минувшее воскресенье в разговоре с российским лидером президент США избегал категоричных формулировок по этому вопросу.
Встречу двух лидеров отличал от предыдущего их рандеву еще ряд деталей.
Если на переговорах Обамы и Путина в Нью-Йорке во время Ген­ассамблеи ООН американская сторона явно не хотела выходить за рамки протокольной фотосъемки, то в этот раз журналисты могли даже наблюдать видеотрансляцию 35-минутной встречи, правда, без звука. “Картинка” была организована турецкой стороной.
Президенты вели себя довольно непринужденно, делали усилия, чтобы расслышать друг друга.
Беседовали Путин и Обама в сопровождении советника по нацио­нальной безопасности Сьюзан РАЙС и переводчика.
Как отмечает The Wall Street Journal, комментарии Белого дома после встречи Обамы и Путина свидетельствуют об “изменении тона” американской администрации в отношении действий России в Сирии.
Глава президиума Совета по внешней и оборонной политике Федор ЛУКЬЯНОВ назвал заявление Обамы “любопытным нюансом” политики США в отношении военной операции РФ в Сирии и отметил, что фокус взгляда Запада на сирийские события “смещается”.
“События, произошедшие во Франции, еще больше сдвигают этот фокус - все понимают важность нанесения военного удара по исламистам”, - сказал Лукьянов.
Будто в подтверждение слов экс­перта советник американского президента по вопросам безо­пасности Бен РОДС заявил вечером в воскресенье, что Франция совместно с США собирается усилить интенсивность своих авианалетов по позициям ИГИЛ.
По словам Родса, удары будут нанесены непосредственно по базам джихадистских группировок в Сирии и Ираке.
А уже в ночь на понедельник французские ВВС подвергли бомбардировкам позиции группировки ИГИЛ в сирийском городе Эр-Ракка.
По мнению Лукьянова, заявление Обамы также может означать, что вопрос смены режима главы Сирии Башара АСАДА в данный момент если не снят с повестки дня, то отошел на второй план. Он ожидает, что теракты в Париже могут серьезно изменить и позицию Франции по этому вопросу, так как сейчас для этого государства важнее всего показать, что оно прежде всего борется с ИГИЛ, а не с режимом Асада.
При этом Лукьянов отмечает, что о прямых совместных действиях России и коалиции под руководством США речь не идет. “Договорились не мешать друг другу”, - характеризует возможный компромисс эксперт.
Помощник президента по вопросам внешней политики Юрий УШАКОВ подтвердил журналистам, что стратегические цели США и России в отношении борьбы с терроризмом достаточно близки, однако остаются расхождения по тактике действий.
На встрече с Путиным Барак Оба­ма также выразил российскому коллеге соболезнования в связи с авиакатастрофой А321.
Президенты также затронули и тему Украины. По данным Associated Press, Обама вновь призвал Россию отказаться от поддерж­ки повстанцев на Донбассе.
Во время саммита Путин провел несколько двусторонних встреч, в том числе с канцлером Германии Ангелой МЕРКЕЛЬ, президентом Турции Реджепом Тайипом ЭРДОГАНОМ и королем Саудовской Аравии аль-САУДОМ.
Как отметила в разговоре с журналистами шерпа* России Светлана ЛУКАШ, президент Путин был одной из самых популярных фигур на этом приеме: “Все хотели с ним общаться”, - заявила она журналистам.
В отличие от форума G20 в Авст­ралии в прошлом году, на котором из-за событий на Украине Путин столкнулся с жесткой реакцией западных лидеров, на саммите в Анталье отношение было уже другим.
Как отметило в своем комментарии агентство Bloomberg, российский лидер на саммите в Турции “из изгоя превратился в игрока”.
Потому что британский премьер Дэвид КЭМЕРОН уже произносит словосочетания “безопасность Британии” и “безопасность России” едва ли не на одном дыхании. “Есть одна вещь, в отношении которой между нами существует согласие - мы были бы безопаснее в России, мы были бы безопаснее в Британии, если бы нанесли поражение “Исламскому государству”, - заявил Кэмерон в воскресенье.
И это при том, что еще полторы недели назад британский премьер поначалу было отказался делиться с Москвой разведданными относительно обстоятельств авиакатастрофы А321 над Синаем.
Газета.ru


*Шерпа - доверенное лицо руководителя страны - члена “Большой семерки”. Шерпа отвечает за контакты с коллегами из зарубежных государств и подготовку саммита “Большой восьмерки”, когда его страна является председателем клуба. Также шерпы занимаются подготовкой повестки дня саммитов и соглашений. Также шерпами официально называют представителей от России в “Большой двадцатке” (G20) и БРИКС.

Поделиться
Класснуть