Трагедия под Донецком: Кто надо, те и сбили...

В зале выступления комиссии Совета безопасности Нидерландов был представлен макет кабины сбитого самолета.
Во вторник Совет безопасности Нидерландов (OVV) представил окончательный доклад об обстоятельствах катастрофы пассажирского самолета Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines, выполнявшего рейс MH17.
Председатель комиссии Совета безопасности Нидерландов по расследованию катастрофы упавшего на Украине Boeing Тьиббе ЯУСТРА, представляя доклад по крушению лайнера, заявил, что малайзийский самолет был сбит ракетой 9М38, выпущенной из зенитного ракетного комплекса “Бук”, произведенного в России.
Согласно данным доклада, ракета поразила кабину пилота с левой стороны. После взрыва ракеты головная часть самолета отделилась от фюзеляжа. Boeing распался на части в воздухе, обломки упали на Украине в районе радиусом 15 км, также отмечается в докладе.
Все пассажиры и члены экипажа погибли практически мгновенно. Также в документе говорится, что власти Украины и авиакомпании неверно оценили риски полетов над восточной частью страны и не изменили маршруты, несмотря на явную угрозу безопасности.
Отмечается, что, несмотря на то, что “Бук” был российским, международная группа пока не может назвать конкретных виновных в этой трагедии, однако в дальнейшем будет добиваться их наказания.
В докладе также говорится, что украинские власти осознавали, что пространство для полетов гражданских самолетов может быть небезопасно. Равно как и малайзийские авиалинии осознавали возможные риски, прокладывая для лайнера маршрут над территорией вооруженного конфликта в Донбассе.
При этом в докладе отмечается, что на момент трагедии в небе над зоной конфликта “три других лайнера были в непосредственной близости в момент крушения; 160 самолетов также находились в воздушном пространстве над зоной военных действий 17 июля 2014 года”.
“Никто тогда не мог знать наверняка, что высота в 10 000 метров является опасной. Риск был, но почему это никого не остановило? Почему в тот момент данную угрозу не восприняли всерьез? Эти вопросы остаются”, - заявил Йостра.
Версия взрыва внутри кабины пилотов отвергнута следователями, отмечается в докладе Совета по безопасности Нидерландов.
Для установления более точного места запуска ракеты, сбившей самолет, необходимо дальнейшее расследование, сказал Йостра.
“Россия считала, что имеющиеся данные не позволяют сделать вывод о точном типе ракеты, однако СБН отклонил это утверждение”, - сказал он.
Российский концерн “Алмаз-Антей”, который специализируется на производстве вооружения ПВО, также представил вчера итоги своего расследования крушения малайзийского лайнера Boeing 777 17 июля 2014 года в Донецкой области. Специалисты концерна рассказали, что провели два натурных эксперимента, результаты которых, по их утверждению, опровергли выводы голландской комиссии о типе сбившей Boeing ракеты и месте ее запуска.
В частности, эти эксперименты показали, что ракета, сбившая самолет, была выпущена с территории, находившейся под контролем Вооруженных сил Украины, а не пророссийских сепаратистов, как считает международная группа экспертов под руководством Нидерландов. Кроме того, подтвердилась информация “Антея” относительно типа ракеты, из которой был сбит Boeing. В российской армии таких ракет давно нет. У Украины в 2005 году их было 502, сколько сейчас - неизвестно, заявил гендиректор концерна Ян НОВИКОВ.
Первый натурный эксперимент был проведен “Алмаз-Антеем” 31 июля. Специалисты концерна подорвали на полигоне алюминиевые щиты, имитирующие фюзеляж Boeing 777 ракетой из ЗРК “Бук”. “В результате эксперимента стало абсолютно очевидно, что если малайзийский Boeing и был сбит ракетой комплекса “Бук-М1”, то эта могла быть только ракета 9М38, более старой модификации, чем 9М38М1, которая не имеет поражающих элементов в форме двутавр”, - заявил Новиков.
Последняя ракета 9М38 была выпущена в СССР в 1986 году. С 2011 года она запрещена к использованию в РФ. Кроме того, срок службы такой ракеты составляет 25 лет. Остаться на вооружении российской армии эта ракета не могла, так как после окончания срока службы подобные ракеты иногда взрываются, в том числе на пусковой установке, заявил гендиректор концерна.
Данные по этому эксперименту были в начале августа переданы голландской комиссии, однако, как утверждают в “Антее”, не были приняты во внимание.
По этой причине был проведен второй натурный эксперимент. Он состоялся 7 октября. Ввиду отсутствия списанного самолета Boeing 777 был использован списанный Ил-86, аналогичный по конструкции. По словам Новикова, параметры эксперимента были заданы по выводам комиссии, согласно которым ракета 9М38М1 с двутаврами поразила самолет из населенного пункта Снежное (Донецкая область).
Второй эксперимент подтвердил версию “Алмаз-Антея” о том, что по самолету была пущена именно ракета 9M38. Также эксперимент доказал, что ракета была пущена из места неподалеку от населенного пункта Зарощенское, которое находилось под контролем ВС Украины.
Характер повреждений на обшивке самолета может быть интерпретирован так, что ракета была пущена из населенного пункта Снежное, который находился под контролем ополченцев, но это ошибка, заявил советник генерального конструктора концерна Михаил МАЛЫШЕВСКИЙ. Он добавил, что наибольшие повреждения были в кабине экипажа и в силовом каркасе самолета.
Поражающие элементы шли плотной группой параллельно корпусу самолета. Основная масса поражающих элементов двигалась вдоль конструкции самолета, а не поперек. Повреждения силового каркаса (шпангоутов) расположены существенно дальше повреждений внешней обшивки.
Концерн представил реконструкцию пробития фрагментов пола кабины пилотов. Она также свидетельствует о том, что поражающие элементы двигались вдоль конструкции самолета. Осколок, который пришел в штурвал командира экипажа, не мог пройти с левого борта, что случилось бы, если бы ракета была пущена из Снежного, заявил Малышевский. Левый двигатель находился в основном поле накрытия осколками.
Один из осколков свидетельствует о поражении фюзеляжа высокоэнергетическими объектами, направленными изнутри. По словам Малышевского, в итоговом исследовании голландской комиссии эти данные отсутствуют.
Пробить два и более элемента конструкции самолета, по словам Малышевского, могут только высокоэнергетические поражающие элементы. Повреждения левого двигателя и крыла нанесены сочетанным воздействием готовых поражающих элементов. Подрыв ракеты произошел на расстоянии более 20 метров от левого двигателя Boeing, заявил представитель концерна.
Эксперты произвели трехмерное моделирование. Результаты эксперимента показали, что при пуске ракеты из Снежного (версия международной группы расследования под руководством Нидерландов) ни один поражающий элемент попасть в двигатель самолета не мог.
Результаты эксперимента, проведенного “Алмаз-Антеем”, показали, что если бы она летела со стороны Снежного (версия международной группы расследования), самолет был бы пробит насквозь, чего не произошло, заявил представитель “Алмаз-Антея”.
Результаты своих экспериментов “Алмаз-Антей” намерен передать международной группе расследования под руководством Нидерландов и в Европейский суд для оспаривания санкций Запада, введенных против концерна. Новиков надеется, что предоставленная информация поможет сформировать объективные выводы о катастрофе.
Авиалайнер Boeing 777 компании Malaysia Airlines, совершавший рейс по маршруту Амстердам - Куала-Лумпур, потерпел крушение 17 июля 2014 года в Донецкой области, в районе, который на тот момент контролировали сепаратисты. Все находившиеся на борту самолета 298 человек погибли.
NEWSru.com, РБК
Кстати
Председатель комиссии Совета безопасности Нидерландов по расследованию катастрофы упавшего на Украине Boeing Тьиббе Яустра заявил, что голландская сторона удивлена тем, что “Алмаз-Антей”, представляя свою версию причин авиакатастрофы, опровергал выводы международной комиссии, хотя не видел самого доклада.
“Всегда удивительно, когда люди уже знают, что они не согласны с отчетом, хотя он еще не опубликован”, - цитирует главу комиссии в Твиттере журналист газеты The Guardian Люк ХАРДИНГ.

