2199

Первый блин - Коми

Почему на месте Гайзера сегодня может оказаться любой высокопоставленный российский чиновник, а страх и неопределенность станут главными скрепами российской элиты?

Массовые аресты руководителей Республики Коми во главе с губернатором Вячеславом ГАЙЗЕРОМ (на снимке) и, главное, характер предъявленных им обвинений могут открыть новую главу во взаимоотношениях истеблишмента. Устойчивость вертикали власти в условиях нарастающего экономического кризиса отныне, вероятно, будут поддерживать не только лояльностью, но и страхом.
Арест “банды” губернатора (он же глава списка “Единой России” на выборах в Законодательное собрание Коми) спустя всего неделю после триумфальных для этой партии выборов поразил воображение и элит, и общества.
Самого Вячеслава Гайзера задержали в Москве, откуда он собирался вылететь в отпуск за рубеж. Спикера республиканского парламента Игоря КОВЗЕЛЯ взяли в Санкт-Петербурге. Также задержаны заместитель Гайзера, сенатор от Коми и известные в регионе предприниматели первого эшелона.
Всего в рамках уголовного дела задержаны 19 человек. Такое количество будит воображение.
Но сильнее всего поражает характер обвинений. В России случались аресты глав регионов, в том числе и при Путине. Из последнего - задержание в марте этого года сахалинского губернатора Александра ХОРОШАВИНА. Но никогда еще в последние годы и десятилетия всю верхушку власти крупного российского региона не называли “хорошо законспирированной бандой” и не арестовывали столько человек зараз.
Конечно, конспирологических версий из серии “кто за кем стоит” хватает. Тут и попытка переделить влияние в Коми. И желание переключить медийный интерес со скандала вокруг псковского губернатора Андрея ТУРЧАКА, которого связывают с делом об избиении журналиста Олега КАШИНА. И демонстрация силы правоохранительных органов, которая стала вызывать некоторые сомнения в связи с тем же делом Евгении ВАСИЛЬЕВОЙ (экс-чиновница Минобороны РФ, осужденная по скандальному делу “Оборонсервиса”. - Ред.) и ходом расследования убийства оппозиционера Бориса НЕМЦОВА.
При этом достоверной информации о причинах ареста именно сейчас и предъявления именно такого обвинения у общества нет. Как нет в этих действиях властей одно­значно понятной элитам и обществу логики.
Впрочем, отсутствие логики как раз и может стать новой логикой. Возможно, власти и нужно создать ситуацию, при которой ни общество, ни сами элиты не понимают, почему, например, Хорошавина арестовали, а Васильеву освободили, почему в отношении губернатора Турчака не допускают никаких комментариев, потому что “идет следствие”, а Гайзера сразу обвиняют в создании “банды”. Причем обвинительная лексика взята будто из советских фильмов про Гражданскую войну, махновцев и прочих “недобитков”, а не про коллегу по партии, губернаторскому корпусу и т. д.
Воровство госсобственности отчего-то впервые в новейшей истории России называют деятельностью “банды”. Именно подобная демонизация обвинения - не “злоупотребление служебным положением”, а “создание организованной преступной группы” - выглядит как признак начала непредсказуемых, с точки зрения адресата, возможных преследований элиты.
Гайзером завтра может стать любой представитель властной корпорации.
Прямого отношения к борьбе с коррупцией это дело явно не имеет. Граждане, конечно, с любопытством рассматривают по телевизору золотые ручки, коллекции часов и пачки денег (люди знающие понимают, что все это копейки, а основное богатство спрятано в бумагах и заведено на далекие офшоры), но вряд ли верят, что “царь всерьез взялся за бояр”. Да и по такой логике давно должны были сидеть в тюрьме многие чиновники, в том числе губернаторы и даже министры, имеющие собственный бизнес, их куда больше, чем один Гайзер.
Проблема даже не в избирательности правосудия. Не в том, что у одних госслужащих почему-то могут быть дорогие часы и недвижимость, явно не сочетающиеся с зарплатой, а у других дорогие часы или золотая ручка становятся вещдоками в уголовном деле.
Для новой повестки внутренней политики в стране принципиально важно, что арестовать в любой момент отныне могут едва ли не любого представителя власти независимо от его популярности в регионе, реальной степени преступности его деятельности и даже полезности функционера для Кремля. Ведь губернатора Коми, который, по версии следствия, уже с 2006 года был организатором “банды”, сначала в 2010 году предложил в губернаторы тогдашний президент РФ Дмитрий МЕДВЕДЕВ, потом премьер-министр Владимир ПУТИН позволил ему баллотироваться на губернаторских выборах, а в этом году - возглавлять список “Единой России” на выборах.
Теперь страх и неопределенность могут стать главными скрепами российской элиты.
Когда в стране нехватка денег, властям предержащим дают понять, что их отныне будут держать на коротком поводке не возможностью обогащаться, а привилегией не сесть в тюрьму как организатору “законспирированной банды”.
Наступают времена, когда требуется уже не просто лояльность - это качество российский истеблишмент выработал в себе давно.
Сегодня в дополнение к лояльности требуется еще и чувство меры. Элите показывают, что в новых экономических и политических условиях не стоит зарываться.
Отныне не будут закрывать глаза ни на золотые и бриллиантовые ручки, ни на роскошные банкеты на яхтах и дальних островах (особенно когда половина истеблишмента под санкциями), ни на “смягчающие обстоятельства” в виде членства в “Единой России”, высоких рейтингов в регионе и т. д.
Если это и не борьба с коррупцией, то как минимум четкий сигнал элите немного умерить свои аппетиты.
Остановит ли это номенклатуру в стремлении к обогащению? Вряд ли. Хотя, возможно, шиковать представители власти станут хотя бы чуть менее демонстративно. Поможет ли это свободнее вздохнуть бизнесу? Тоже маловероятно. Скорее заставит задуматься чиновников о лучшей конспирации своих активов. Хотя более осторожные и менее жадные, возможно, чуть сократят суммы и цепочку откатов, чтобы не удушить конечных исполнителей.
То есть определенному очищению кризис, возможно, послужит. Жаль, обычные граждане от этого богаче тоже не станут. Им, не причастным к отпилам и разделам, придется утешаться лишь тем, что вопиющее социальное расслоение, возможно, станет чуть менее заметным. А реальное и осязаемое сокращение денег в стране, возможно, кого-то из номенклатуры и приведет к мысли, что нужно немного упорядочить финансовые потоки и помочь людям, а не только себе. Звучит утопично - но вдруг?
“Газета.ru”

Кстати

Месть здесь неуместна!

Бывший главный советник губернатора Коми, зампред правления компании “Ренова” Александр ЗАРУБИН (на снимке), который, по версии следствия, является одним из ключевых фигурантов “дела Гайзера”, находится за границей. Об этом заявил в минувший понедельник официальный представитель следственного комитета Владимир МАРКИН. 

“В ближайшее время мы объявим его в розыск”, - заявил он. Где именно находится Зарубин, не уточняется. Как заявил Маркин, “дело Гайзера” не является показательным. “Даже читал некое мнение, особенно этим отличается наша либеральная публика, что это некая месть одной группировки другой. Какого только бреда не услышишь после успешных действий следствия и наших коллег из ФСБ”, - изу­мился официальный представитель СК РФ.
Кстати, по данным газеты “КоммерсантЪ”, президент РФ Владимир ПУТИН заранее знал о проведении следственных мероприятий в отношении Гайзера. Источник издания утверждает, что перед задержанием губернатора главе государства представили доказательства его вины.
NEWSru.com

А тем временем

Картинное возбуждение
Бывшему вице-премьеру российского правительства Альфреду КОХУ (на снимке) предъявили обвинение в контрабанде (следствие по этому делу велось с апреля прошлого года). Коху инкриминируют попытку вывоза из России картины ценой 197,4 тысячи рублей, сообщил в минувший понедельник в Facebook сам политик.
“Грустно... Десятки людей почти два года работали... Эксперты, допросы, обыски... Вооруженные люди в масках… Как с этим материалом они пойдут в немецкий суд за моей экстрадицией - ума не приложу...” - написал Кох, который сейчас живет в Германии. Он высказал мнение, что прокуратура не заинтересуется этим материалом, чтобы “не позориться” в европейском суде.
В апреле прошлого года экс-чиновник был остановлен таможенниками в аэропорту Шереметьево. Сам Кох тогда рассказывал, что изъятая картина была куплена его женой в 1990-х годах. На картине стояла подпись известного художника Исаака БРОДСКОГО. Но эксперты и известные коллекционеры в один голос заверили Коха, что картина, безусловно, подделка и “об авторстве Бродского не может быть и речи”. Следствием была проведена другая экспертиза, которая признала картину подлинной. Кох в ответ на это призвал опубликовать экспертизу Третьяковской галереи.
Стоит отметить, что это уже не первое уголовное дело в отношении Коха. В 1997 году он стал участником так называемого книжного скандала, когда пятерых авторов книги “Приватизация по-российски” - Анатолия ЧУБАЙСА, Максима БОЙКО, Александра КАЗАКОВА, Альфреда Коха и Петра МОСТОВОГО - обвинили в получении завышенного аванса на сумму 90 тысяч долларов каждому якобы за ненаписанную книгу. Однако в декабре 1999 года дело было закрыто. Из-за скандала действующий в то время президент России Борис ЕЛЬЦИН уволил Чубайса с поста министра финансов, а Коха лишил всех государственных должностей.
NEWSru.com

Поделиться
Класснуть