1280

Экспресс на Мюнхен

На днях ликующая толпа встречала на вокзале в Мюнхене первый поезд с мигрантами из Вены. Еще совсем недавно в столице Баварии митинги правого движения ПЕГИДА собирали десятки тысяч людей, а сейчас город превратился в транспортный узел, через который беженцы разъезжаются по всей Германии. Между тем европейский кризис, вызванный волной миграции, далек от разрешения: пока еврочиновники собираются ввести на постоянной основе систему квот, венгерский премьер Виктор ОРБАН планирует направить на границу с Сербией армию.

По заголовкам европейской прессы может сложиться впечатление, что кризис с мигрантами грянул внезапно, застигнув Евросоюз врасплох. На самом деле беженцы десятилетиями прибывали в Европу в надежде на лучшую жизнь. Предыдущий пик пришелся на 1992 год: тогда с просьбой об убежище обратились более 697 тысяч человек, спасавшихся от конфликтов на территории бывшей Югославии. Объединенная Европа успешно с этим справилась, вселив в европейских политиков уверенность, что они в состоянии разрешить любую проблему такого рода.
Но у нынешнего кризиса иная природа. Все началось в 2007 году с роста цен на продовольствие, от которого больше всего пострадали Африка и Ближний Восток. Толпы беженцев из Эритреи и стран к югу от Сахары присоединились к тем, кто бежал от конфликтов в Афганистане, Ираке, Сомали и Судане. В 2012 году в этот поток влились спасавшиеся от последствий “арабской весны” - войн в Ливии и Сирии.
К 2014 году ЕС принял около 33 миллионов мигрантов - 7 процентов своего населения, совсем немного по сравнению с таким рекордсменом, как Австралия, где доля мигрантов достигает 27 процентов. В одном только 2014-м убежище в Европе просили 626 тысяч человек, две трети из которых приняли Германия, Швеция, Италия и Франция.
Волна миграции вызвала в Европе противоречивые чувства: приезжие плохо интегрировались, предпочитая селиться обособленно, а их безработная молодежь часто фигурировала в полицейских сводках. Неудивительно, что большую популярность в Германии приобрела партия ПЕГИДА (“Патриотические европейцы против исламизации Запада”), правые политики по всей Европе набирали очки на антимигрантской риторике: в самом деле, почему Европа должна принимать беженцев из Сирии, в то время как нефтяные монархии Персидского залива, которые мало того что буквально купаются в деньгах, так еще и приложили руку к развязыванию сирийской гражданской войны, даже не вспоминают об исламской солидарности?
Мигранты прибывают в Европу по трем главным маршрутам: западному, центральному и восточному.
Западный подразумевает проникновение в испанские анклавы Сеута и Мелилья, отгороженные от территории Марокко шестиметровой стеной с колючей проволокой. Это самый сложный вариант. В 2005 году сотни мигрантов попытались взять стену штурмом, и несколько человек были убиты: испанские пограничники использовали резиновые пули, но их марокканские коллеги стреляли боевыми.
Центральный проходит через Ливию и далее к берегам Италии или на Мальту. Этот маршрут проторили ливийцы, однако сейчас им пользуются и другие - преимущественно беженцы из Эритреи, Сомали и Нигерии.
Неоднократно лодки, перегруженные мигрантами, погибали в море. При кораблекрушении в октябре 2013 года из полутысячи с лишним пассажиров погибли более 360 человек. Итальянские власти объявили об операции Mare Nostrum (“Наше море”) по поиску и спасению тонущих беженцев. В 2014-м операцию прекратили: Италия не смогла оплачивать ее в одиночку, а другие европейские страны отказали в финансировании. Решающую роль сыграла позиция Лондона: британцы заявили, что спасательные операции могут внушить беженцам беспочвенные надежды и они продолжат свои гибельные попытки переплыть через море во все больших масштабах.
Зато в полную силу заработал новый маршрут - восточный. Свои услуги беженцам, главным образом сирийцам и афганцам, предложили греческие и турецкие контрабандисты. Каждую ночь сотни лодок выходят в море из окрестностей города Бодрум к островам Кос, Лесбос или Хиос. Здесь нужно преодолеть всего шесть километров водного пути - 25 минут при тихой погоде.
До поры до времени греческие власти закрывали на поток беженцев глаза и наплевательски относились к своим обязательствам по шенгенскому соглашению: им хватало своих проблем, страну сотрясал долговременный финансовый кризис. Когда три острова превратились в стихийные лагеря беженцев, греки обратились за помощью к ЕС, но было уже поздно.
После Греции беженцы перемещаются в Македонию, затем в Сербию, далее через границу в Венгрию и потом в землю обетованную, северные страны - Германию, Великобританию или Швецию. Тарифы известны - так, путешествие от турецкого побережья до греческих островов обходится в 1,5 тысячи евро, около 4 тысяч евро стоит дорога до Германии, 12 тысяч - до Британии.
В мае 2015 года впервые из уст еврочиновников во всеуслышание прозвучало слово “квоты”. Тогда с резкой критикой этой идеи выступили сразу десять стран ЕС - Франция, Великобритания, Испания, Чехия, Эстония, Латвия, Литва, Венгрия, Польша и Словакия. Премьер-министр Польши Эва КОПАЧ заявила, что каждая страна должна сама решать, сколько мигрантов принимать, а глава кабмина Венгрии Виктор Орбан и вовсе назвал предложение Еврокомиссии безумным.
Кризис предложили разрешить при помощи новой, более справедливой системы квот. Многие страны сняли свои возражения, но “Вышеградская четверка” - Чехия, Венгрия, Польша и Словакия - осталась непреклонной.
Резкий перелом в дискуссию о мигрантах внесло одно фото. 2 сентября турецкая журналистка Нилюфер ДЕМИР из Бодрума запечатлела тело 3-летнего Алана КУРДИ - уроженца сирийского Кобани. Перегруженная лодка, в которой он плыл со своими родителями, перевернулась в утренние часы. Ребенок утонул, и его тело вынесло на турецкий берег.
Демир тут же прославилась: ее снимок перепечатали все европейские издания. Фотография погибшего ребенка ужаснула Европу. Европейские лидеры один за другим заговорили о моральном долге перед беженцами. СМИ призывали вспомнить о принципах гуманизма. К массовому движению в поддержку мигрантов присоединились сотни тысяч человек, и вокзал в Мюнхене, где накопилось около 600 беженцев, буквально завалили подарками. Пресса напоминала, что слова о грядущей гуманитарной катастрофе, которыми любят щеголять правые политики, не более чем предвыборный ход: Евросоюз со своей мощной экономикой и сотнями миллионов населения способен переварить и не такое количество беженцев в отличие от маленького Ливана, где в лагерях ютятся более двух миллионов мигрантов из Сирии.
Любые резкие выступления по проблеме беженцев вызывают общественное негодование. Особо достается Виктору Орбану за его слова о том, что сотни тысяч нелегальных мигрантов сеют страх по всей Европе и что его стране не нужны новые приезжие, хотя Венгрия приняла множество мигрантов и лишь пыталась досконально следовать документам, которые подписывала при вступлении в Шенген: не допускать неконтролируемого потока мигрантов через свою границу.
Именно в Венгрии разыгрались ключевые события последних дней. С 1 сентября огромный лагерь мигрантов на будапештском вокзале Келети фактически блокировал движение пассажирских поездов. 3 сентября венгерская полиция позволила беженцам сесть в один из поездов, который шел в приграничный с Австрией город Шопрон. На станции Бичке состав остановили, всем пассажирам с билетами предложили пересесть в другой поезд, а мигрантам - отправиться в лагерь временного содержания, расположенный неподалеку.
Беженцы отказались и заперлись в вагонах. Полицейскому спецназу удалось очистить один вагон, но мигранты начали ложиться на рельсы, не желая идти в лагерь, некоторые вступили в драку с полицией. Те, кого все же загнали в лагерь, на следующий день пошли на прорыв. Сотни мигрантов прорвали оцепление и бегом бросились в сторону границы. Один пакистанец погиб, упав на рельсы. Одновременно был осуществлен массовый побег из другого лагеря. Тысячи мигрантов пешком двинулись с вокзала Келети к границе с Германией.
После этого венгерские власти решили, что с них хватит. Было объявлено, что беженцев отправят к границе с Австрией на автобусах. Вена сообщила, что готова помочь мигрантам добраться до вожделенной Германии, и наконец 5 сентября ликующая толпа в Мюнхене встретила первый поезд с мигрантами из Будапешта. За ним последовали еще два: один далее направился в Брауншвейг, другой - в Дортмунд, где противники и сторонники миграции устроили накануне массовую драку.
В ближайшее время будет созван экстренный саммит ЕС, призванный определить долгосрочную стратегию по вопросу размещения мигрантов и решить вопрос с квотами. Непонятно, правда, чем все закончится: “Вышеградская четверка” не собирается сдаваться, а Венгрия уже заявила о намерении направить на границу с Сербией армию, чтобы остановить поток беженцев.
Lenta.ru

Поделиться
Класснуть