1466

Асимметричный бумеранг

Положительный эффект от предлагаемых ответных российских мер на новые западные санкции вряд ли будет значительным, а заплатить за всё придется простым россиянам

Введенные вчера масштабные санкции Евросоюза в отношении России коснутся оборонно-промышленного комплекса, российских нефтяных компаний и крупнейших банков.
Помимо прочего, ЕС добавил в черные списки 24 физических лица, включая новых руководителей Донецкой народной республики, членов правительства Крыма, некоторых российских чиновников и бизнесменов. Асимметричные меры, похоже, становятся единственной возможностью ответа российской стороны на новые санкции Запада. Вслед за продовольственным эмбарго, уже приведшим к росту потребительских цен, ответом на новый пакет санкций может стать очередной набор запретительных мер.

Как заявил накануне в кулуарах Самарского экономического форума помощник президента РФ Андрей БЕЛОУСОВ, российские власти уже подготовили второй пакет ответных мер на санкции Запада. На этот раз ограничения могут коснуться импорта автомобилей и некоторых товаров легкой промышленности. “У нас есть целый ряд несельскохозяйственных продуктов, где наши, прежде всего европейские, партнеры больше зависят от России, чем Россия от них. Это касается, например, завоза автомобилей, прежде всего подержанных автомобилей, это касается некоторых видов товаров легкой промышленности, где мы уже сами можем производить. Не всех, некоторых видов одежды”, - пояснил Белоусов.
По словам помощника президента, ответ на санкции должен быть таким, чтобы не навредить, а поддержать отечественных производителей и потребителей. По его словам, Минэкономразвития уже подготовило перечень товаров, ввоз которых может попасть под запрет.
В том, что данное предложение будет реализовано, сомнений практически не остается. При этом причиной данных мер могут стать не столько сами санкции и необходимость ответа на них, сколько назревшая потребность в импортозамещении. По итогам прошлого года объем импорта в Россию составил более $300 млрд., то есть именно такая сумма покинула пределы страны.
В условиях стремительно развивающегося экономического кризиса, санкций, падения цен на нефть и геополитической неопределенности государство более не в состоянии мириться со столь значительным оттоком средств. По­этому озвученные ограничения импорта вряд ли будут последними. Очевидно, что государство взяло курс на решение экономических проблем посредством снижения аппетитов и затягивания поясов, причем снижать и затягивать будет исключительно население.
Главный вопрос заключается в том, ударят ли эти меры по отечественному потребителю, помогут ли производителю и не окажутся ли напрасными принесенные жертвы.
Возможное введение автомобильного эмбарго в условиях заметного падения продаж новых автомобилей вряд ли существенно изменит ситуацию на рынке. Основные западные производители давно локализовали свои производства на территории России. Их эмбарго, скорее всего, не коснется. Никто не станет закрывать предприятия, на которых трудятся тысячи россиян. С рынка уйдут лишь редкие и эксклюзивные модели, а также ряд моделей премиум-класса, не производимых в России.
Поставки машин из стран Азии, которых эмбарго не коснется, не изменятся, а возможно, даже увеличатся, дабы заполнить освободившиеся ниши.
Довольно странно звучат слова Белоусова относительно подержанных машин. Сегодня они завозятся в страну в небольших количествах и преимущественно в индивидуальном порядке для личного пользования. Как в этом случае они могут быть подведены под эмбарго, неизвестно.
В чем сомневаться совсем не приходится, так это в том, что ожидаемые изменения приведут к росту цен на все автомобили. Как показывает российская практика, освобождение даже небольшой рыночной ниши, даже в условиях снижения продаж, ведет не к резкому увеличению производства другими игроками, а к повышению цен на уже имеющуюся на рынке продукцию. В российских условиях это наиболее быстрый способ сохранить или даже повысить уровень дохода.
Все то же самое ждет и рынок товаров легкой промышленности. Доля изделий, произведенных в Европе и США, на нем сравнительно невелика. Более того, большинство известных западных брендов производит свою продукцию в азиатских странах или даже в самой России.
Как и в случае с автомобилями, единственным следствием эмбарго здесь станет незначительное снижение ассортимента в премиальном сегменте и повышение средних цен.
Не менее важным остается вопрос, как все это скажется на отечественном производителе и выведет ли это его на новый качественный уровень.
Скорее всего, ждать какого-то прорыва в данной сфере бессмысленно. Как показывает последняя практика, лишившись конкуренции со стороны Запада, многие отечественные компании заявляют о готовности заполнить рынок своей продукцией и… начинают требовать от государства финансовой поддержки.
Заполнить освободившиеся ниши (по прошествии какого-то времени) смогут лишь те из российских производителей, кто ранее работал в кооперации с иностранными производителями и получил от них в качестве инвестиций современное оборудование и технологии. Перспективы развития производства с использованием отечественных технологий достаточно туманны. Отечественный потребитель уже успел привыкнуть к определенному уровню качества, достичь которого можно при наличии современных технологий и высокой культуры производства. Для достижения всего этого Западу потребовались десятилетия, которых у российских производителей не было и нет.
Таким образом, положительный эффект от предлагаемых ответных мер на западные санкции вряд ли будет значительным. Сомнительно, что они помогут раскрутить маховик импортозамещения, как это было в 1998-1999 годах. Все наиболее успешные и конкурентоспособные производства все равно будут привязаны к иностранным технологиям, оборудованию, комплектующим, а зачастую и сырью. В противном случае производителям придется перейти к созданию продукции гораздо более низкого уровня качества. Хотя в какой-то мере это также возможно.
Что касается потребителя, то ему следует готовиться к тому, что попадающая под эмбарго продукция будет стоить дороже при возможно менее высоком уровне качества.
Кстати, отметим, в ЕС не исключают, что санкции в отношении России могут быть пересмотрены или отменены до конца сентября при условии стабилизации ситуации на востоке Украины.

УТРО.ru

 

А тем временем

Делайте ваши поставки!

Белоруссия предоставила “продовольственный коридор” в Россию для ЕС, США и Канады. Европейское молоко уже поступает на переработку белорусским молочникам с тем, чтобы в дальнейшем отправиться на российский рынок.
Право импортировать европейское молоко получили 13 белорусских молокозаводов. В начале сентября в страну уже поступило около трех тонн молочного сырья из Европы. “Ранее таких поставок из Евросоюза не было. У нас своего сырья хватало. К тому же в ЕС цены были высокие. После введения российского эмбарго у европейцев было два пути: либо сливать молоко в канализацию, либо снизить цену. Они выбрали второй вариант. Как итог - цены упали, нам стало выгодно закупать молочное сырье в ЕС”, - рассказал начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Белоруссии Алексей БОГДАНОВ.
По его словам, на сегодняшний день мощности белорусской переработки задействованы примерно на 70%, а это значит, что оставшиеся 30% можно подключить для переработки европейского молока. Подсчитав все имеющиеся возможности, белорусские чиновники объявили, что готовы поставить в Россию на 38% больше, чем в прошлом году, молочной продукции и на 30% - мясной.  
Первые итоги внешнеэкономических успехов Белоруссии уже есть. Как сообщило белорусское аграрное ведомство, нынешний август принес на 7,2% ($325 млн. долл.) больше валютной выручки от экспорта продовольствия. Сыра белорусы продали в 1,5 раза больше, масла - в 1,3 раза, сухого молока - в 1,2 раза, цельномолочной продукции - в 1,9 раза.

NEWSru.com

Поделиться
Класснуть