2584

Чудовищная атака

Кто и чем сбил Boeing-777 над Украиной, можно установить по обломкам самолета

Вчера Межгосударственный авиационный комитет (МАК), эксперты которого обычно проводят расследование авиакатастроф на постсоветском пространстве, выступил с заявлением о необходимости международного расследования катастрофы Boeing-777 компании Malaysia Airlines под Донецком. Boeing-777-200ER с бортовым номером 9M-MRD рухнул 17 июля вблизи населенного пункта Снежное приблизительно в 18.00 по местному времени (15.00 по Гринвичу). В результате катастрофы погибли все находившиеся на борту - по уточненным данным авиаперевозчика, 283 пассажира (среди них трое малолетних детей) и 15 членов экипажа.

В общей сложности на борту самолета находились 189 граждан Нидерландов, 27 австралийцев, 43 малайзийца, 12 индонезийцев, девять британцев, по четыре гражданина Германии и Бельгии, три филиппинца, один канадец, а также подданный Новой Зеландии. Гражданская принадлежность остальных остается неизвестной.
Глава правительства Нидерландов Марк РЮТТЕ сообщил, что королевство погрузилось в траур в связи с крушением Боинга-777. На борту находилось около сотни ученых - участников конференции по ВИЧ, среди которых экс-президент Международного общества борьбы со СПИДом Юп Ланге. Как сообщают малайзийские СМИ, в катастрофе погибла бабушка премьер-министра Малайзии Наджиба Тун Разака 83-летняя Пуан Шри Сити Амира.
Пока международные наблюдатели готовились прибыть к месту катастрофы в Донецкую область, Украина и Россия на официальном уровне обменялись взаимными обвинениями в адрес друг друга по поводу трагического инцидента. Западные державы, включая Соединенные Штаты, пока не спешат называть виновника авиакатастрофы, однако, по данным СМИ, в Вашингтоне склоняются к тому, что самолет был сбит сепаратистами, поддерживаемыми Москвой, при помощи ракеты “земля - воздух”.
Вчера Совет Безопасности ООН на экстренном заседании обсудил крушение на территории Украины самолета Boeing-777 Malaysia Airlines, следовавшего из Амстердама в Куала-Лумпур. Участники заседания потребовали проведения тщательного расследования трагедии. О необходимости объективно расследовать все обстоятельства авиакатастрофы также заявил президент России Владимир ПУТИН. Пока версии крушения лайнера противоречат друг другу.
Мировые лидеры соболезнуют семьям пассажиров разбившегося Боинга малайзийских авиалиний. Главы государств настаивают на проведении тщательного и беспристрастного расследования причин трагедии. Правда, в то время как большинство политиков призывают как можно скорее допустить международных специалистов к месту крушения, некоторые уже обвинили в случившемся Россию. Наиболее жесткое заявление сделал премьер-министр Австралии Тони ЭББОТ. По его мнению, в случившемся в той или иной степени виновата Россия. “Мы не хотим усугублять ситуацию, однако если, как кажется сейчас, самолет был сбит ракетами “земля-воздух”, которые поставила Россия, то на ней лежит значительная доля ответственности”, - заявил политик. При этом он выразил уверенность, что причиной авиакатастрофы стало желание Кремля “мутить воду” на Украине.

Между тем власти Украины и непризнанной Донецкой народной республики (ДНР) продолжают обвинять друг друга в воздушном терроризме.
По версии украинской стороны, Boeing-777 был сбит ракетой, выпущенной из зенитного ракетного комплекса “Бук” или С-300, которые имеются на вооружении ополченцев и в момент трагедии дислоцировались в районе города Торез. Километрах в десяти от него и были найдены обломки самолета, а также тела пассажиров, почти 100 из которых летели на конференцию Международного общества по борьбе со СПИДом, которая должна была пройти в австралийском Мельбурне.
В свою очередь, представители ДНР обвинили в атаке на самолет украинских военных (акция якобы была проведена в провокационных целях), которые могли использовать для этого как те же “Буки”, размещенные в районе Изюма, так и Су-25.
При этом обе стороны возбудили уголовные дела по факту теракта. Со стороны ДНР это сделала прокуратура, а на Украине - Служба бе­зопасности.
Поскольку место падения обломков находится на территории, подконтрольной ополченцам, именно они нашли бортовые самописцы. Власти непризнанной республики, не обладающие возможностями для технического расследования катастрофы, решили отправить черные ящики в Москву, где их расшифровкой занялись бы специалисты Межгосударственного авиакомитета (МАК). Однако для того, чтобы установить причины произошедшего, одних переговоров экипажа и параметрических данных полета, зафиксированных самописцами, явно недостаточно. Экспертам надо как минимум осмотреть обломки. Поскольку ни Россия, ни другие страны не признали ДНР, специалисты МАК и другие эксперты официально не могут работать на ее территории. Очевидно, поэтому МАК и распространил вчера заявление о необходимости создания под эгидой Международной организации гражданской авиации (ИКАО) международной комиссии по расследованию катастрофы и передаче ей уже найденных бортовых регистраторов для их исследования под контролем членов комиссии. Накануне с аналогичным заявлением выступил и Евросоюз, в котором считают, что только международное расследование позволит выяснить точную картину происшествия.
Между тем, как рассказали сотрудники правоохранительных органов, ранее участвовавшие в расследовании авиапроисшествий, ответы на многие вопросы могут быть получены даже без черных ящиков. Для этого достаточно провести тщательный осмотр места происшествия, коим является поле у села Грабово Шахтерского района, а также патологоанатомическое исследование тел погибших.
Дело в том, что если Boeing-777 был атакован зенитной ракетой с земли, то при ее взрыве на фюзеляже самолета должны были образоваться характерные пробоины - например, боевая часть зенитных ракет, используемых “Буком”, поражает цели осколками, масса которых превышает 60 кг. Помимо отверстий, направленных внутрь корпуса, осколки, очевидно, должны были поразить и пассажиров. Напомним, что, когда 4 октября 2001 года над Черным морем украинской ракетой, выпущенной с комплекса С-200, во время учений был сбит самолет Ту-154 авиакомпании “Сибирь” (погибли 78 человек), доказательствами причастности сил ПВО к катастрофе стала изрешеченная шрапнелью обшивка лайнера и последние слова пилота, спросившего у кого-то из членов экипажа: “Куда попало?”.
В свою очередь, атака лайнера штурмовиком Су-25 оставила бы другие следы. Для поражения воздушных целей “Грачи” обычно используют ракеты класса “воздух - воздух” типа Р-73, оснащенные инфракрасной системой самонаведения. Взрывчатки в них немного, всего 6 кг, но вместо осколков в боевой части ракеты используются так называемые стержни, которые при попадании в воздушную цель буквально разрезают обшивку или силовую установку, также оставляя характерные следы.
Таким образом, если на место крушения будет обеспечен доступ специалистов, а об этом сейчас ведутся переговоры, те смогут даже по обломкам установить, с воздуха или с земли был сбит самолет.
При этом, как утверждают малайзийские власти, крушение лайнера по причине технической неисправности практически исключено. Boeing-777, хотя и эксплуатировался 17 лет, последний техосмотр прошел 11 июля 2014 года. “Самолет был признан исправным”,- говорится в сообщении авиакомпании. В свою очередь, его экипаж во время полета не сообщал о каких-либо проблемах.
Напомним, за четыре месяца авиакомпания Malaysia Airlines потеряла уже два авиалайнера: до рухнувшего в Донецкой области Боинга 777 пропал вылетевший 8 марта из Куала-Лумпура такой же самолет. О его местонахождении до сих пор ничего не известно.
Лайнер с 227 пассажирами и 12 членами экипажа на борту выполнял рейс в Пекин. По версии властей Малайзии, самолет по неустановленной причине изменил курс, а примерно через час полета исчез с экранов радаров. В этот момент он находился над территорией Вьетнама. Предположительно, самолет упал в Индийский океан. Поиски обломков пока безрезультатны, но будут продолжены с привлечением нового оборудования. По сообщениям Министерства обороны Малайзии, на один из боевых кораблей устанавливаются новые мощные эхолоты, которые позволят исследовать дно на больших глубинах.

“Коммерсантъ”, Newsru.com, Би-би-си, Euronews

Поделиться
Класснуть