1878

Dura Lex...

6 мая 2012 года. Москва. Болотная площадь.

В российской Госдуме готовят “антитеррористические” законы, которые значительно ужесточат ответственность за организацию массовых беспорядков

Комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции одобрил один из законопроектов “антитеррористического пакета”, касающийся расширения полномочий Федеральной службы безопасности (ФСБ). Комитет рекомендовал принять закон, причем ко второму чтению в него добавились девять поправок. Один из пунктов - двукратное увеличение минимального тюремного срока для организаторов массовых беспорядков.

Вам пакет, господа ФСБ!

Заместитель председателя комитета Эрнест ВАЛЕЕВ заявил по итогам заседания, что ко второму чтению поступили 10 поправок, девять из них к принятию. В частности, поправками увеличиваются максимальные пороги наказания в виде лишения свободы по совокупности преступлений - теперь максимальный срок не может превышать 35 лет.
Поправки также уточняют ответственность за организацию массовых беспорядков. Согласно документу, опубликованному на сайте Государственной думы, “организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением оружия, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих либо иных веществ и предметов, представляющих опасность для окружающих, а также оказанием вооруженного сопротивления представителям власти, а равно подготовка лица для организации таких массовых беспорядков или участия в них наказываются лишением свободы на срок от 8 до 15 лет”.
Ранее минимальный порог был четыре года, а максимальный - 10 лет. Заметим, что лицо, которое проходило обучение “способам организации массовых беспорядков, правилам обращения с оружием, взрывными устройствами, взрывчатыми” и тому подобное, наказывается на срок от 5 до 10 лет со штрафом в размере до 500 тыс. руб­лей (около $14 тыс.).
Также поправки расширяют понятие “финансирование терроризма”. Кстати, вводится примечание, “награждающее” за помощь в раскрытии подготовки беспорядков: “Гражданин освобождается от ответственности, если он сообщил органам власти о прохождении обучения заведомо для обучающегося, проводимого в целях организации массовых беспорядков либо участия в них, способствовал раскрытию совершенного преступления или выявлению других лиц, прошедших такое обучение, осуществлявших, организовавших или финансировавших такое обучение, а также мест его проведения и если в его действиях не содержится иного состава преступления”.
Кроме того, поправки вводят штрафы за “склонение и вербовку лиц для участия в экстремистской деятельности” и за склонение к тому же с “использованием служебного положения”. Добавим, что комитет рекомендовал депутатам принять законопроект во втором чтении 15 апреля.
Пакет так называемых антитеррористических законов, по мысли депутатов, должен помочь силовикам не допустить повторения трагедий, подобных волгоградской, когда в результате двух предновогодних взрывов погибли 34 человека и более 70 получили ранения.
Кроме закона, расширяющего полномочия ФСБ, есть еще два основных закона: один вводит конт­роль над электронными платежами, другой фактически устанавливает контроль над Интернетом.

Кровожадность от страха?

Российские эксперты отмечают, что действующих сейчас законов вполне достаточно для успешного противодействия терроризму, и опасаются, что страна превратится в полицейское государство, где не столько пресекают преступность, сколько ущемляют права обычных граждан.
Участвовавший в “болотном деле” адвокат Вадим КЛЮВГАНТ не понимает, зачем ужесточать ответственность за организацию массовых беспорядков: “Она и так вполне адекватна и сурова”. “В советские времена организаторов массовых беспорядков приговаривали к срокам между тремя и четырьмя годами. У нас Уголовный кодекс и так предполагает до 10 лет лишения свободы за это преступление. Зачем еще большая кровожадность? Только если это от страха”, - заявил он газете “РБК-Дейли”.
“Никакие жесткие законы не остановят участие людей в уличных акциях. У граждан есть конституционное право на участие в демонстрациях. И тут проходит очень тонкая грань - когда это участие дозволено, а когда нет. Фактически этот вопрос отдается на усмотрение судей, больше склонных к обвинению”, - говорит адвокат Владимир Жеребенков.
“Вероятно, наша власть видит, что происходит в соседних республиках, и опасается таких же событий у нас. С другой стороны - это отголоски событий на Болотной площади”, - предполагает член политсовета партии РПР-ПАРНАС, адвокат Вадим ПРОХОРОВ.
Газета отмечает, что значительно увеличиваются полномочия оперативников ФСБ. Теперь проверять документы, досматривать личные вещи и транспорт можно будет даже только по подозрению в совершении административного правонарушения.
К компетенции ФСБ будет отнесено пресечение и выявление нелегальных археологических раскопок, уклонение от передачи найденных ценностей в музейный фонд РФ, нарушение правил защиты информации, экспортного контроля, производства оборонной продукции, нарушение режима контртеррористической операции и даже предпринимательская деятельность без лицензии.
“Новации грозят не только тем, кто умышленно и преднамеренно совершает указанные правонарушения, но и тем, кого просто заподозрят в совершении таких деяний”, - рассуждает на страницах “РБК-Дейли” адвокат компании “Налоговик” Сергей ЛИТВИНЕНКО.
“Я сейчас не буду поддерживать никакие “наказательные” проекты. И так у нас атмосфера закручивания гаек. Любые ужесточения законов сейчас неактуальны. Лучше бы наладить работу действующих”, - сказал газете депутат фракции “Справедливая Россия” Илья ПОНОМАРЕВ.
Газета “Коммерсант” выделяет еще один аспект новых поправок: статья об организации экстремистского сообщества будет дополнена новыми частями, в которых предусмотрена ответственность за “склонение, вербовку или иное вовлечение лица” в работу экстремистской структуры.

От Майдана до “русского террора”

В данном случае “нарушается законотворческая логика - тараном идет инициатива, связанная с противодействием терроризму, а вторым эшелоном подталкиваются антиэкстремистские нормы, которые можно трактовать расширенно”, констатирует депутат Госдумы четвертого созыва, ветеран группы “Вымпел” Анатолий ЕРМОЛИН.
“Власть озабочена волной протестного движения, которое у нас отождествляется с Болотной, а на Украине - с Майданом”, - говорит он и добавляет, что и эти поправки “должны напугать людей” наряду с ужесточением законодательства о митингах.
Из-за этого “протест уйдет от методов Джина ШАРПА (американский общественный деятель, идеолог ненасильственной борьбы с авторитарными режимами. - Ред.), самые рьяные будут лучше конспирироваться”. “И в итоге мы получим волну русского террора”, - опасается Ермолин. “Многого, чтобы организовать Майдан, не требуется - обычная походная логистика и менеджмент, в который можно встроить человека, служившего в Вооруженных силах”, - полагает он.

Российская ФСБ будет покруче советского КГБ?

NEWSru.com, Би-би-си

А тем временем

Ультраправых ждали?

В минувший четверг ФСБ России заявила об аресте еще в середине марта 25 граждан Украины. По данным российского ведомства, задержанные - члены ультранационалистических движений Украины - планировали осуществить нападения с 14 по 17 марта в южных и центральных областях России: в Ростове, Волгограде, Твери, Орле, Белгороде, а также в Татарстане и Калмыкии.
В пресс-службе украинской государственной службы безопасности (СБУ) доклад ФСБ охарактеризовали как “вздор”.
Государственный телеканал “Россия” выпустил в эфир видеозапись, на которой видно несколько задержанных молодых людей, и один из них признается, что является членом ультранационалистического движения. Сайт канала НТВ со ссылкой на службы безопасности сообщает, что задержанные выполняли задание СБУ - они должны были сфотографировать российскую военную технику около украинской границы и установить контакты с радикалами в России.

“Голос Америки”

Поделиться
Класснуть