2419

Дракон на распутье

Си ЦЗИНЬПИН (слева) и Владимир ПУТИН: разберемся по-соседски?

Инстинктивно Китай тянет поддерживать стратегического партнера - Москву, однако действия России в Крыму, по-видимому, нарушают принцип незыблемости государственного суверенитета, которого жестко придерживается Пекин

Для китайских дипломатов наступил трудный момент. Им сейчас приходится определять курс Пекина на фоне международного возмущения, вызванного вмешательством России в события на Украине. При этом движущие ими побуждения противоречат друг другу. С одной стороны, им очень не хочется вставать на сторону Запада против Москвы - стратегического партнера, никогда в открытую не критикующего Китай. С другой стороны, ключевой принцип китайской внешней политики - невмешательство во внутренние дела других стран.

Пекин серьезно к нему относится: в прошлое воскресенье, когда появилась информация о вооруженном вмешательстве России, официальный представитель Министерства иностранных дел Китая Цинь ГАН прямо заявил: “Мы уважаем независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины”.
Но при этом действия России Китай осуждать не стал. Его официальные лица увиливают, когда их приглашают присоединиться к возмущенному хору западных дип­ломатов.
“Китайцы оказались в неудобной ситуации, - объясняет специалист по Азии из вашингтонского Центра стратегических и международных исследований Бонни ГЛЕЙЗЕР. - Они не могут одобрить поступок России, но при этом не хотят лишних трений с Москвой, поэтому стараются не подчеркивать разногласия”.
Почему для Китая так важен принцип невмешательства, понять нетрудно: правительство Поднебесной опасается, что иностранцы начнут мутить воду в таких приграничных провинциях КНР, как Тибет и Синьцзян, в лояльности населения которых Пекин далеко не уверен.
Особенно раздражает китайское руководство перспектива референдума о том, следует ли Автономной Республике Крым отколоться от Украины и присоединиться к России, который крымский парламент назначил на
16 марта.
“Это все равно, что судьбу Тайваня решали бы исключительно тайваньцы”, - отмечает профессор международных отношений из Китайского народного университета в Пекине Цзинь ЦАНЬЖУН. Для Пекина, считающего самоуправляемый остров Тайвань неотъемлемой частью Китая, это было бы неприемлемо.
“Китай убежден, что участь Крыма должны решать все украинцы, - объясняет профессор Цзинь. - Мы не поддержим оккупацию Крыма Россией”.
“Главные приоритеты Китая, первое, о чем китайцы думают, когда речь идет о вмешательстве, -
это Тибет, Синьцзян и Тайвань, - полагает г-жа Глейзер. - Идея о том, что часть Китая может сама решать, не хочет ли она отделиться, кажется им опасной”.
“Китай на подобные вещи всегда смотрит сквозь призму того, как это в дальнейшем скажется на его безопасности”, - убеждена она.
Эти соображения важнее жесткой антизападной риторики, к которой прибегает ряд китайских газет. Националистический таблоид Global Times, принадлежащий правящей Коммунистической партии, на этой неделе заявил в своей редакционной статье, что нужно “поддерживать Россию в интересах Китая” и что “мы не должны разочаровать Россию, когда она нуждается в помощи”, потому что Москва сейчас “противостоит на Украине движению сил Запада на восток”.
Хотя эти слова, по-видимому, не отражают позицию правительства, отношение Китая к временному правительству в Киеве остается неоднозначным. Когда у г-на Цзиня спросили, признает ли Пекин новые украинские власти, он осторожно заметил, что “выводы следует делать исходя из законов Украины”.
В телефонном разговоре с российским президентом Владимиром ПУТИНЫМ глава Китая Си ЦЗИНЬПИН заявил (согласно опубликованному государственным информационным агентством Синьхуа материалу): “Китай убежден, что Россия может скоординировать действия с другими сторонами и добиться политического урегулирования этого вопроса”. “Китай поддерживает предложения международного сообщества и его посреднические усилия”, - добавил Си.
Между Китаем и Россией - двумя гигантами-соседями - существуют определенные разногласия, однако в Совете Безопасности ООН, в который они оба входят наравне с Соединенными Штатами, Британией и Францией, они обычно выступают с общих позиций.
С 2007 года Россия использовала свое право вето в Совбезе шесть раз. В пяти случаях ее поддержал Пекин. Характерно, что тем единственным случаем, когда Китай разошелся с Россией, было вторжение российских войск в Грузию в 2008 году.
“Китай не может одобрить позицию России, но и не особенно хочет поддерживать Запад, - считает г-жа Глейзер. - Поэтому он выжидает”.
Профессор Цзинь оптимистичнее смотрит на положение, в котором оказалось его правительство. “Из-за Тайваня Китаю очень не нравится идея раздела страны, - объясняет он, - Но при этом нам нужны стабильные отношения с Россией. Мы будем стараться найти равновесие между этими факторами”.
Да, китайской дипломатии сейчас не позавидуешь...

Christian Science Monitor (США), inoСМИ.ru

А тем временем

Я вернусь. Недолго ждать осталось...

“Поскольку на Украине распространяются обо мне всякие слухи, хотел бы сказать, что я жив. Хотя не могу сказать, что чувствую себя хорошо, потому что не могу без глубочайшей страшной тревоги видеть то, что происходит на Украине”, - заявил Янукович в самом начале своего обращения.
“За ширмой якобы правомочного правительства в стране действует банда, они силой захватывают органы местного управления, увольняют глав милиции и служб безопасности не только в Киеве. Города патрулируют люди в мас­ках и с повязками на руках”, - в частности сказал политик, которого в стране не видели уже больше двух недель.
Также Янукович обратился к Европе и США: “Я хочу спросить у покровителей темных сил на Западе: вы ослепли, вы потеряли память? Вы забыли, что такое фашизм?”. Кроме того, политик заявил, что будет требовать расследования в США по поводу выделения миллиарда долларов в помощь “захватчикам власти на Украине”. По словам Януковича, такие шаги запрещены американским законодательством.
“Хочу напомнить, что остаюсь не только единственным легитимным президентом Украины, но и Верховным главнокомандующим, -
заявил Янукович. - Я не прекращал своих полномочий досрочно, я жив, меня не отрешали от должности в легитимном порядке. В США и других странах говорят, что я утратил легитимность, когда сбежал из страны. Повторяю, я никуда не сбегал”.
“Против меня пытались применить террористические методы, но не удалось! Как только позволят обстоятельства - недолго ждать осталось - я вернусь в Киев”, - заверил Янукович. Он вновь подчерк­нул, что будущие президентские выборы нелегитимны.
Кроме того, политик заранее снял с себя ответственность за экономические потрясения в стране.

“Сегодня”, Utro.ru

Поделиться
Класснуть