3290

Сочинский торт: кому крошки, кому взбитые сливки

Внизу, у моря, лужи и цветет мимоза, а здесь, в горах, пушистый свежий снег. Косые солнечные лучи заливают нарядный пряничный городок, льнущий к изгибу беспокойной мелкой речки. Фигурные фасады, башенки, белые ставни, ратуша с часами - это похоже на хрупкий мирок внутри стеклянного снежного шара, привезенного из путешествия в Альпы.

Будущее - рядом

Но это не Альпы, это Кавказские горы - горнолыжный курорт Роза-Хутор, часть туристической инфраструктуры, построенной в Красной поляне к Олимпиаде.
С набережных Роза-Хутора, застроенных роскошными отелями, ресторанами и бутиками, хорошо видны проборы-просеки, разрезающие стройный лес на горных склонах, - это канатные дороги. По одной из них можно подняться до биатлонного стадиона “Лаура”, оседлавшего хребет Псехако, и дополнительной Олимпийской горной деревни - комплекса шале из темного дерева на каменных основаниях.
С канатки в ложбине между горами виден гигантский трилистник новой инфраструктуры: огромный квартал отелей “Горки-города”, газпромовский центр “Галактика” футуристического дизайна, новый вокзал и совмещенную автомобильную и железную дороги.
По ней мы, увозя из Роза-Хутора приятный запах каминного дыма в волосах, переносимся в Имеретинскую низменность.
У стадионов Прибрежного кластера своя эстетика: масштабный серо-голубой хай-тек. Цветное стекло, бетон, хром, светодиодная подсветка - в таком стиле выдержаны гигантские арены, новые вокзал и аэропорт. Удивленно задирая голову, чтобы обозреть их плавные обводы и закругления, ощущаешь себя в каком-то другом, лучшем будущем.

Без зависти и злобы

Все это выглядит грандиозно и дорого, безумно дорого. Таков зримый результат освоения той части чудовищной “олимпийской” суммы, что не расползлась по коррупционным карманам, не смыта штормом в море, не съедена оползневыми склонами и зыбучей болотистой почвой.
Олимпиада спровоцировала локальный инвестиционный бум, сотни миллионов бюджетных рублей истрачены на развитие транспортной сети и социальной инфраструктуры, частные вложения дали толчок массовому строительству, в Сочи пришли ведущие ритейлеры и отельные операторы.
Из пришедшего в упадок неопрятного постсоветского курорта с грязными пляжами и обшарпанными санаториями как птица Феникс вылупился совершенно новый город - высокий, яркий и дорогой. И это ресурсозатратное преображение на фоне тихой деградации российской глубинки выглядит дерзким пиром во время чумы.
Покосившиеся домики, стыдливо укутанные разноцветными баннерами, встречали эстафету олимпийского огня по всей стране - и это лучшая иллюстрация к происходящему. В такой ситуации немудрено заболеть черной завистью к разбогатевшему соседу.
Но нет, в жителях ближайших регионов нет ни злобы, ни обиды. Большинство из них ценят красоту и размах события, приезжают фотографироваться на фоне ратуши Роза-Хутора, с удовольствием рассматривают панорамы Олимпийского парка и гордятся своим национальным достоянием.
Завистливо присвистнуть: “Вот бы и нам такое построили!” - никому не приходит в голову. Все наслышаны о неудобствах, которые принесла сочинцам олимпийская стройка - от загубленной природы и разрушенных домов до постоянных отключений света, воды и отопления. Спасибо, нам не надо.

Цена Олимпиады

Многие после объявления Сочи столицей Игр поспешили приехать сюда на заработки и трудятся в оргкомитете за баснословные для провинции деньги.
Такова, например, история воспитанницы детского дома бездомной девушки Наташи из Краснодара, которой зарплата в 80 тысяч рублей помогла выплатить кредит, взятый на дорогостоящую операцию, а предоставленное служебное жилье - временно решить квартирный вопрос.
Но есть и другие. Несколько месяцев назад общественность шокировала жестокая акция одного из строителей олимпийского медиацентра. Оренбуржец Роман Кузнецов зашил себе рот и привлек внимание медиа к проблеме невыплаты зарплаты подрядчиками орг­комитета. Как только в дело вмешались СМИ и правозащитники, заявления от кинутых на деньги строителей посыпались изо всех регионов, куда рабочие вернулись из Сочи несолоно хлебавши.
Но больше всего убытков понесли сами сочинцы. В городе резко выросли цены на все - от квадратных метров до продуктов питания, а зарплаты в среднем остались прежними.
Горожане из своего кармана оплатят 355 новых автобусов, купленных городом к Олимпиаде. Цены на пассажирские перевозки в некоторых районах Сочи подскочили в два раза и достигли 225 рублей за одну поездку.
Содержание дорог и инженерных сетей ляжет на баланс города, а значит, наверняка выльется в новые налоги и рост стоимости услуг ЖКХ.
Несладко пришлось малому бизнесу: некоторые магазины, автомойки и кафе закрылись на время Игр по распоряжению администрации. Остались без заработка частные компании-перевозчики, чьим маршруткам запрещено появляться на городских улицах.
Предприниматели, отстоявшие право заработать на олимпийских гостях, изрядно потратились на приведение заведений к единому архитектурному облику, обязательные курсы по этикету и английскому для персонала и преодоление бюрократических препон, осложняющих экспедицию и логистику.
Чаще всего глухой ропот раздается в адрес чиновников и мегакорпораций, снимающих взбитые сливки с олимпийского торта. Мишенью зависти и ненависти является принадлежность к определенному классу, а не месту жительства.
Стыд перед всей планетой за чужое воровство, бросившее густую тень позора на благородный праздник спорта и мира, а не зависть к дворцам и автобанам гнетет среднестатистического россиянина, заставляет его отводить глаза от сияния пяти колец, поворачиваться спиной к олимпийской сборной и бурчать: “Не интересуюсь”.
Стыд, а еще страх, что после Игр Сочи окажется финансовой черной дырой, в которую утянет и город, и край, да и всю страну целиком.


Би-би-си, интернет-СМИ “Кавказский узел”

Вместо P. S.

“Сильных, успешных, богатых и здоровых не всегда любят”

Глава ОАО “РЖД” Владимир ЯКУНИН (на снимке) в минувший четверг обрушился с гневной критикой на иностранных журналистов, которые в эти дни охотно пишут о недоделках в сочинских гостиницах и о национальных особенностях перевода. За предолимпийскими передовицами в ведущих западных изданиях г-ну Якунину видится хорошо организованная информационная война - чем же еще объяснить “бессовестные суждения по поводу амбиций российских властей, олимпийских бюджетов, безапелляционные заявления в адрес компаний - подрядчиков строительства” (одним из них, напомним, является ОАО “РЖД”).

Действительно, первая реакция мирового сообщества на Олимпиаду оказалась не совсем такой, на которую рассчитывали в Москве. На фоне рекордных $51 млрд., потраченных на подготовку к Играм, огромное количество недоделок и убогий сервис выглядят особенно вопиюще, лишний раз подтверждая подозрения в небывалом разгуле коррупции на олимпийской стройке.
По большому счету, за плохой пиар организаторам “олимпийского счастья” некого винить, кроме самих себя: привыкнув существовать в условиях стерильного информационного пространства, им просто не пришло в голову озаботиться тем, чтобы первые впечатления приехавших на Игры корреспондентов оказались положительными.
Кстати, журналисты кремлевского пула, приехавшие на этой неделе в Сочи, страшно мерзли в санатории “Беларусь”, где их разместили за немаленькие, между прочим, деньги. Но рассказать об этом они могли разве что в соцсетях. Зато их зарубежные коллеги, не сдерживаемые суровой кремлевской цензурой, получили прекрасный материал для заметок, чем и не преминули воспользоваться.
Негатив, скорее всего, быстро уйдет: когда начнутся соревнования, у журналистов будет гораздо меньше времени следить за завершением великой стройки. Однако, как известно, второй возможности произвести первое впечатление не бывает.
Между тем тренд очень тревожный. Судя по реакции Якунина, в ближайшем окружении президента РФ Владимира ПУТИНА освещением Олимпиады в западной прессе сильно разочарованы. Негативные отзывы в зарубежных СМИ воспринимаются как откровенно недружественные действия, направленные против России. “Предвзятого отношения к нашей стране, к сожалению, по-прежнему очень много. Сильных, успешных, богатых и здоровых не всегда любят... А мы такие сейчас”, - объяснял недавно пресс-секретарь президента Дмитрий ПЕСКОВ.
Предваряющая открытие Олимпиады информационная война не сулит ничего хорошего, поскольку может привести разве что к резкому усилению конфронтации между Россией и Западом. Вместо демонстрации национального прорыва мы получим подъем новой консервативной волны и новые поводы для закручивания гаек. Но в Кремле понимают, что как минимум на время Игр топор войны следует прикопать. По крайней мере, в последнем интервью радиостанции “Коммерсант FM” Песков выбрал уже гораз­до более миролюбивый тон.


УТРО.ru

Поделиться
Класснуть