1373

Претендент Соединённых Штатов

Сандра БАЛЛОК в безлюдной “Гравитации”.

Киноакадемики США объявили номинантов на премию “Оскар-2013”

Актер Крис ХЭМСУОРТ и президент Академии киноискусства Шерил Бун АЙЗЕКС огласили в минувший четверг список номинаций за 2013 год со сцены Сэмюел-Голдвин-тиетр в Беверли-Хиллз. Фаворитами очередной оскаровской гонки теперь уже официально названы фильмы, о которых с осени говорят критики и инсайдеры
киноиндустрии, - “Афера по-американски” Дэвида РАССЕЛЛА, “Гравитация” Альфонсо КУАРОНА и “12 лет рабства” Стива МАККУИНА. Первые две картины получили по десять номинаций, а последняя - девять.

В главной номинации на лучший фильм вместе с вышеназванной тройкой фигурируют еще шесть лент - “Капитан Филлипс”, “Далласский клуб покупателей”, “Она”, “Небраска”, “Волк с Уолл-стрит” и “Филомена”.
Нельзя не заметить редкое жанрово-тематическое разнообразие в группе лидеров оскаровского сезона. Это и гротескная криминальная комедия “Афера по-американски”, и технологически продвинутый сайенс-фикш “Гравитация”, и остросюжетный боевик “Капитан Филлипс”, и философская футуристическая утопия “Она”, и душевный провинциальный анекдот “Небраска”, и не менее трогательная одиссея безу­тешной матери “Филомена”, и злободневный иронический памфлет “Далласский клуб покупателей”, и эпическое полотно из жизни заправил капитализма “Волк с Уолл-стрит”, и суровейший, не подлежащий обжалованию приговор рабовладению - “12 лет рабства”.
Впрочем, за бортом остались, по меньшей мере, два мощных фильма - “Жасмин” Вуди АЛЛЕНА и “Внутри Льюиса Дэвиса” братьев КОЭН, получивших самые высокие оценки критиков. Но они, похоже, слишком интеллектуальны и камерны для большинства академиков, почти всегда в таких случаях отдающих предпочтение мейнстриму.
В режиссерской категории номинации получили Дэвид Расселл (“Афера по-американски”), Альфонсо Куарон (“Гравитация”), Александер Пейн (“Небраска”), Стив Маккуин (“12 лет рабства”) и Мартин СКОРСЕЗЕ (“Волк с Уолл-стрит”). Бросается в глаза, что академики прокатили Спайка ДЖОНЗА (“Она”), одного из самых самобытных американских режиссеров среднего поколения. С другой стороны, всегда в таких случаях ответом звучит аргумент - номинации не резиновые. И конкуренция в этом году довольна жесткая.
Как всегда, повышенный интерес вызывает номинационный расклад в актерских категориях.
В мужской категории сюрпризов нет, за исключением обидно незамеченного академиками актера-патриарха Роберта РЕДФОРДА в ленте “Все потеряно” (русская версия названия гораздо оптимистичнее - “Не угаснет надежда”).
Пятерка претендентов воистину очень сильная. Старенький Брюс ДЕРН щемяще трогателен в “Небраске”. Кристиан БЕЙЛ балансирует на грани гротеска в “Афере по-американски”. Леонардо Ди КАПРИО упивается порочным оба­янием авантюриста-финансиста в картине Скорсезе. Имя Чиветеля ЭДЖИОФОРА теперь, после “12 лет рабства”, надо полагать, научатся на церемониях произносить без запинки. Забыть мытарства его героя на рабовладельческих плантациях невозможно. И наконец, Мэтью МАККОНАХИ, заметно исхудавший, как-то но-новому блеснул в “Далласском клубе покупателей”.
Среди актрис в главных ролях в финальную пятерку пробились обычные подозреваемые, уже обласканные славой. Мерил СТРИП не может играть плохо и чудом вытягивает свою роль в шумной и бестолковой семейной драме “Август. Округ Осадж”. Сандре БАЛЛОК приходится демонстрировать чудеса изобретательности, чтобы не наскучить зрителю в безлюдной “Гравитации”.
Эми АДАМС, ранее игравшая преимущественно скромных простушек, похоже, успешно сдала экзамен в “Афере по-американски” по специальности “сексапильная дива”. Кейт БЛАНШЕТТ в “Жасмине” и Джуди ДЕНЧ в “Филомене” демонстрируют самый высокий пилотаж драматического мастерства в очень человечных историях, заставляя зрителя и смеяться, и грустить. Очень жаль, что за бортом осталась Джулия ЛУИС-ДРЕЙФУС, великолепно сыгравшая в мелодраме “Довольно слов”.
В категориях актеров второго плана расклад более демократичный - здесь нет-нет да и мелькнут свежие лица в ролях довольно маргинальных и экзотических.
У мужчин это Бархад АБДИ в роли главаря сомалийских пиратов из “Капитана Филлипса” и Джаред ЛЕТО, виртуозно сыгравший больного СПИДом трансвестита в “Далласском клубе покупателей”. Им компанию составят Брэдли КУПЕР (“Афера по-американски”), Майкл ФАССБЕНДЕР (“12 лет рабства”) и Джона ХИЛЛ (“Волк с Уолл-стрит”).
В номинации актрис, сыгравших роли второго плана, такими свежими лицами можно считать молодую кенийку Лупиту НЬОНГО, несчастную невольницу из “12 лет рабства”, и 84-летнюю Джун СКУИББ, замеченную академиками впервые за ее 60-летнюю карьеру. В “Небраске” она колоритно сыграла хлопотливую и самоуверенную бабусю. Конкурентками им стали Салли ХОУКИНС (“Жасмин”), Дженнифер ЛОУРЕНС (“Афера по-американски”) и Джулия РОБЕРТС (“Август. Округ Осадж”).
В категории “Лучший фильм на иностранном языке” из девяти фильмов предварительного спис­ка отобрана пятерка финалистов. На этом витке отсеялись зрелищный “Великий мастер” культового гонконгца Вонга КАРВАЯ и реалистичный “Эпизод из жизни сборщика металлолома” боснийца Даниса ТАНОВИЧА. Утешением для Вонга Карвая может служить включение “Великого мастера” в номинации на лучшую операторскую работу и лучшие костюмы.
Фаворитами в иностранной категории считают “Великую красоту” итальянца Паоло СОРРЕНТИНО, откровенно подражающего поэтике Феллини, и социально полемичную “Охоту” датчанина Томаса ВИНТЕРБЕРГА про травлю воспитателя детсада, облыжно обвиненного в педофилии. Кстати, Мэдс МИККЕЛЬ­СЕН сыграл главную роль в “Охоте” просто отменно, но такие с американской точки зрения маргинальные работы крайне редко, к сожалению, попадают в радары Академии киноискусства.
Темными лошадками в иностранной категории можно считать бельгийскую душераздирающую мелодраму “Разомкнутый круг” и ленту Хани АБУ-АССАДА “Омар” про трагическую судьбу молодого палестинца, вовлеченного в вооруженную борьбу с израильтянами.
Некоторой странностью можно считать включение в эту категорию камбоджийской картины “Исчезнувшее изображение”, в которой посредством кукольного театра воскрешаются ужасы геноцида времен диктатуры “красных кхмеров”.
Она документальна по формату, то есть логично ее было бы рассматривать в другой категории, документальной. В ней бесспорным фаворитом эксперты считают ленту “Процесс убийства” Джошуа ОППЕНГЕЙМЕРА, в которой перед камерой позируют непокаявшиеся индонезийские палачи, ответственные за массовое истребление людей в середине 60-х годов.
86-я ежегодная церемония вручения “Оскаров” пройдет 2 марта в зрелищном центре Dolby в Лос-Анджелесе. Прямую трансляцию будет вести, как обычно, телеканал ABC. Микрофон ведущей на этот раз доверили актрисе и теле­звезде Эллен ДЕДЖЕНЕРЕС, которая уже выступала в этой роли в 2007 году.

“Голос Америки”

Поделиться
Класснуть