1343

Барак, который падает

Большинство наблюдателей связывают снижение рейтингов президента США Обамы с провалом его социальной политики “перестройки” - так называемой Obamacare

Левый блогер газеты “Вашингтон пост” Эзра КЛАЙН, бывший одним из трубадуров инициированной президентом США Бараком ОБАМОЙ (на снимке) реформы здравоохранения, на днях уныло отметил, что за неделю ее репутация “драматически ухудшилась”. То же самое можно сказать и о репутации самого Обамы.

“Забота” не помогла

Последний опрос университета Quinnipiac, например, показал, что уровень одобрения действий президента США упал до 39%. Отрицательно отзываются о нем 54% опрошенных. Для сравнения: 1 октября, когда правительство запустило реформу, о президенте отозвались положительно 45% опрошенных, а отрицательно - 49%.
Согласно опросу Си-эн-эн, результаты которого были оглашены в конце прошлой недели, лишь 41% респондентов довольны тем, как Обама справляется со своими обязанностями. Недовольны 56%. Для Обамы это рекордно много.
Аналогичные результаты дали практически все последние замеры общественного мнения, зафиксировавшие положительный рейтинг президента в 40-42%. А обнародованный на днях опрос телекомпании Си-би-эс дал Обаме небывало низкие 37%. Причем обы­чно опросы, проводимые этим каналом, давали ему рейтинги выше среднего.
Большинство наблюдателей связывают снижение рейтингов с провалом его “перестройки”, которую сокращенно называют Obamacare (от слова care - “забота”). Выступая во время прошлогодней избирательной кампании на митинге в Новом Орлеане, Обама сказал, что охотно берет на вооружение этот неологизм, первоначально придуманный его критиками. Он заметил, что, когда реформа даст свои плоды, “они перестанут называть ее Obamacare, они будут величать ее иначе”.
Но пока реформа проявила себя плохо, и ее продолжают называть именно так. А здешние русско­язычные критики реформы пустили в оборот словечко “обамохранение”.
Вот кто перестал говорить Obamacare, так это сам президент и его сторонники. Выступая 14 ноября на пресс-конференции, Оба­ма извинился за огрехи реформы и 12 раз назвал ее официальным именем - “Закон о доступном здравоохранении”, ни разу не сказав Obamacare.
Бывший спикер палаты представителей демократ Нэнси ПЕЛОСИ, которая проталкивала реформу через конгресс и в прошлом тоже называла ее Obamacare, сейчас от этого открещивается.

Причина не одна

Впрочем, заведующий опросами Си-эн-эн Китинг ХОЛЛАНД говорит, что рейтинг президента США начал падать еще до возникновения проблем с медицинской реформой.
Процесс пошел в июне, когда общество узнало о повальном электронном наблюдении, которым занимается Агентство национальной безопасности, и о том, что налоговое управление США зажимало консервативные организации вроде Чайной партии. “Все это вызвало восьмипроцентное падение его рейтинга, - говорит Холланд. - Это был куда более важный сдвиг, чем тот, который выводят из октябрьских опросов”.
С тех пор поступили данные за ноябрь, которые для Белого дома выглядят просто ужасно. “Популярность обамовского закона о здравоохранении упала за последний месяц на 16% - и это только среди демократов!” - торжествовала на минувшей неделе консервативная вашингтонская газета Examiner, указывая, что Obamacare сравнялась по непопулярности с войной в Ираке накануне выборов 2006 года, когда демократы отвоевали обе палаты конгресса.
Газета цитирует опрос CBS, согласно которому о реформе сейчас отзываются положительно 58% демократов. В октябре их было 74%. Независимые избиратели критикуют ее в пропорции 67% против 27%.
Как президент России Владимир ПУТИН Сирию, так и республиканцы в начале октября выручили было Обаму, когда стали угрожать, что оставят правительство без денег. СМИ, в массе своей симпатизирующие президенту, полмесяца больше ни о чем не говорили.
Среди прочего осталась за бортом тема катастрофического начала медицинской реформы, которая отбирала у людей страховки и не давала ничего взамен, поскольку ее сайт не работал. Популярный ведущий телекомпании Эн-би-си комик Джей ЛЕНО сострил в октябре, что на Obamacare записаться “сложнее, чем в “Аль-Кайеду”.
Однако СМИ были заняты бюджетным кризисом, и республиканцы сильно упали в народном мнении. Но он кончился в середине октября, и СМИ наконец заговорили о провале реформы, притом с каждым днем все чаще и громче.
Как ни парадоксально, респуб­ликанцы, видимо, выручили бы Обаму, если бы настояли на своем и избавили его от необходимости действовать. Они угрожали оставить правительство без денег, требуя, чтобы президент отложил запуск реформы на год. Обама уперся и посрамил оппозицию. Но если бы он согласился, то за год его программисты, вероятно, успели бы наладить сайт.
Сейчас 46% респондентов уверены, что Обама сознательно вводил их в заблуждение, когда божился, что все желающие смогут сохранить свою страховку. Когда почти половина населения считает политика обманщиком, это очень плохой признак.
Еще хуже для Обамы то, что в нем разуверились те, кто больше всех в него верил, - молодежь и латиноамериканцы. В прошлом году он завоевал голоса 60% избирателей моложе 30 лет, Митт РОМНИ (кандидат от Республиканской партии. - Ред.) - 37%. Среди латиноамериканцев Обама разгромил соперника со счетом 71% против 27%. Сейчас тот же опрос показал, что 54% молодежи (против 36% ранее) отзываются о президенте отрицательно. То же относится и к латиноамериканцам. В их мнении Обама проигрывает со счетом 47% против 41%. Дошло до того, что, согласно последнему опросу Washington Post, если бы можно было переиграть прошлые выборы президента, то за Обаму голосовали бы 45%, а за Ромни - 49%!
Другой вопрос, насколько фатально все это для Обамы. Бывалые наблюдатели советуют не придавать слишком большого значения текущим опросам.

“Тефлоновый” политик?

Рейгана называли “тефлоновым” президентом, поскольку неприятности и компромат якобы отскакивали от него как от стенки горох. Это было не вполне так. “Ирангейт­ский” скандал, возникший из-за того, что его администрация втридорога продавала Ирану оружие, а на выручку тайно помогала никарагуанским антикоммунистам, помощь которым запретил контролировавшийся демократами конгресс, существенно омрачил конец его правления.
Но термин запомнился и, по мнению ряда экспертов, куда больше применим к Обаме. Как считает политолог Шон ТРЕНДИ, нынешний президент настолько культовая фигура, что переживет и провальное начало медицинской перестройки, из-за которой страховку на данный момент потеряли около пяти миллионов американцев, а в конечном итоге, по некоторым выкладкам, могут потерять до ста миллионов.
Как пишет консервативный пуб­лицист Виктор Дэвид ХЭНСОН, Обаме, вероятно, сойдет с рук и то, что он обещал сократить налоги, а вместо этого их поднял. Он сулил в свой первый срок уменьшить задолженность страны в два раза, а на самом деле ее резко увеличил; намеревался сократить безработицу, но при нем она ни разу не опускалась ниже нетипичных для Америки 7%; бахвалится, что нарастил добычу нефти и газа, хотя это произошло лишь на частных землях - и вопреки, а не благодаря ему; приписывает себе сокращение бюджетного дефицита, хотя дефицит сократился из-за бюджетного секвестра, против которого он боролся.
Рейтинги склонны к измене и перемене, и через несколько месяцев обамовский снова поднимется до своего обычного уровня в 50% с гаком, предсказывает Хэнсон.
Отдуваться за Обаму, уверен публицист, придется следующему левому кандидату в президенты.

Би-би-си

Поделиться
Класснуть