2395

Угол падения

По мнению специалистов, к катастрофе самолета Boeing 737 в Казани, скорее всего, мог привести человеческий фактор: серия ошибок, допущенных самими “неопытными” пилотами при заходе на посадку...

В минувший понедельник расследование произошедшей накануне в Казани катастрофы Boeing 737авиакомпании “Татарстан”, в результате которой погибли 50 человек (см. “Пять версий крушения”, “Время” от 19.11.2013 г.), переместилось в Москву. Уголовное дело передали в производство центрального аппарата Следственного комитета России (СКР), а бортовые самописцы - на расшифровку в лабораторию Межгосударственного авиакомитета. При этом участники расследования, традиционно рассматривая несколько версий происшедшего,
отдают предпочтение человеческому фактору.

По приказу председателя СКР Александра БАСТРЫКИНА, побывавшего в понедельник на месте катастрофы Boeing 737 в международном аэропорту Казани, уголовное дело было истребовано из Приволжского следственного управления на транспорте и передано в главное следственное управление центрального аппарата ведомства. В ГСУ СКР, очевидно, им займутся участники следственно-оперативной бригады, которые ранее расследовали катастрофу Boeing 737, произошедшую 14 сентября 2008 года в Перми. Тогда следствие на основании собственных экспертиз и выводов Межгосударственного авиакомитета (МАК) установило, что в трагедии виноват экипаж во главе с не очень трезвым пилотом, допустившим “сваливание” самолета в процессе посадочного маневрирования.
Напомним, 14 сентября 2008 года произошла авиакатастрофа с пассажирским самолетом “Боинг 737-500” российской авиакомпании “Аэрофлот-Норд”. Самолет совершал регулярный рейс SU821 из Москвы в Пермь и потерпел катастрофу при заходе на посадку вблизи пермского аэропорта Большое Савино. В результате столкновения лайнера с поверхностью земли погибли все находившиеся на борту люди: 82 пассажира (в том числе 7 детей) и 6 членов экипажа. Это была первая катастрофа “Боинга 737” на территории России.
Нечто подобное, полагают участники расследования и эксперты, могло произойти и в Казани. И хотя пассажиры, прилетевшие в воскресенье на этом Boeing из Татарстана в Москву, утверждали, что судно подозрительно вибрировало во время посадки, опытные пилоты объясняют это не неисправностью самолета, а скорее шоковым состоянием людей, узнавших о произошедшей через несколько часов трагедии.
Какие-либо серьезные проблемы с лайнером отрицают в “Татарстане” и казанской компании “Тулпар”, где Boeing проходил оперативные проверки. Председатель совета директоров “Тулпар” Азат ХАКИМ сообщил “Ъ”, что очередная проверка и обслуживание самолета были проведены 15 ноября и никаких неисправностей у него не выявили. Господин Хаким полагает, что причиной катастрофы стала ошибка пилотирования. “Я почти уверен в этом. Характер падения говорит о том, что самолет потерял скорость и просто свалился”, - сказал он.
Напомним, что, заходя на посадку, примерно в 4 км от торца полосы аэропорта, командир экипажа Boeing Рустем САЛИХОВ связался с диспетчером, сообщив ему, что машину не удалось установить в так называемую посадочную конфигурацию. То есть, например, выпустить все закрылки и шасси. Отметим, что срабатывание соответствующей сигнализации в кабине не всегда свидетельствует о реальной неполадке, однако пилот должен был подстраховаться. Запросив разрешение на второй круг и получив его, Салихов начал набор высоты. В этот момент и случилось ЧП. Во всяком случае допрошенный следствием диспетчер утверждает, что самолет продержался в воздухе буквально несколько секунд после последнего сеанса связи с его экипажем.
По одной из версий, набрать высоту экипажу могло помешать обледенение машины, возникшее при прохождении низкого облачного слоя. Налипший на рулях и закрылках даже небольшой слой льда мог нарушить аэродинамические характеристики машины.
Аварийная ситуация могла возникнуть и из-за технической неисправности. Например, продолжились проблемы с закрылками или пилоты, пытаясь набрать высоту, не смогли по какой-то причине вывести двигатели машины во взлетный режим.
Однако специалистам более правдоподобной представляется версия о серии ошибок, допущенных самими пилотами. Начаться они могли на подлете к полосе, из-за того что самолет не удалось вписать в глиссаду - наклонную прямую, по которой происходит снижение на посадку.
Свою ошибку летчики попытались компенсировать маневрированием, а когда это не получилось, сообщили диспетчеру о нарушениях в конфигурации, чтобы исправить все на втором круге. Однако выйти на него не удалось. Возможно, набирая высоту, пилоты слишком высоко задрали нос машины, превысив таким образом допустимый для Boeing угол атаки. Из-за этого лайнер мгновенно потерял скорость и свалился в штопор. Раскрутиться ему не позволила слишком маленькая высота, поэтому на первом же витке он ударился о землю не крылом, а носом. Удар спровоцировал взрыв топлива, которое оставалось в баках. Взрыв и пожар оказались настолько мощными, что от большинства людей, находившихся на борту, остались обугленные фрагменты. Для их опознания потребуются экспертизы ДНК.
Версия о том, что к катастрофе мог привести человеческий фактор, появилась и из-за очевидной неопытности экипажа. Несмотря на то что оба пилота проработали в авиации более двух десятков лет, их нельзя назвать профессиональными летчиками в полном смысле этого слова, поскольку за штурвалы они сели после курсов переподготовки. Рустем Салихов стал летчиком только три года назад, а до этого был штурманом. Его напарник Виктор ГУЦУЛ работал борт­инженером и только в 2011 году научился управлять самолетом.
Впрочем, точная картина происшедшего будет восстановлена только после того, как специалисты МАК смогут расшифровать данные бортовых самописцев, которые получили серьезные повреждения в результате катастрофы. А пока под проверки СКР и прокуратуры попали не только сама авиакомпания “Татарстан” и ее базовый аэропорт Казань, но и московский Домодедово, в котором лайнер заправлялся и проходил предполетный контроль. Впрочем, в столичном аэропорту сказали, что это не более чем обычные процедуры, предусмотренные регламентом расследования.

“КоммерсантЪ”

А тем временем

То ли учения, то ли теракт...

Источники в силовых структурах Татарстана подтверждают сведения о неудавшейся ракетной атаке здания предприятия крупнейшей российской нефтехимической компании “Нижнекамск­нефтехим”.

В Нижнекамском районе Татарстана был произведен запуск ракет из ракетной установки, сообщил СМИ источник в МВД республики. И хотя инцидент, по данным источников, случился еще 16 ноября, стало известно об этом два дня спустя. Речь идет как минимум об одной ракете, выпущенной в сторону здания предприятия “Нижнекамскнефтехим”.
Один из сотрудников компании, пожелавший остаться неназванным, описал случившееся так: “Утром на работе была сирена, диспетчер передал учебную тревогу. Но слухи ходили о бомбе. Потом сказали, что ракеты - 2 штуки. Видел саперов. Это было часов в 7-8. Позже было сообщение об отдельной бомбе, что заложили, но не взорвали. На проходных сейчас усиленная охрана. Сегодня передали, что подрывника взяли”.
При этом информагентство Regnum сообщило со ссылкой на источник в силовых структурах Нижнекамска, что 16 ноября неустановленные личности якобы попытались запустить в сторону ОАО “Нижнекамскнефтехим” 4 ракеты. Одна из них упала в исправительной колонии №4, три другие пролетели около 800 метров.
Тем временем пресс-служба президента Республики Татарстан публикует сведения о том, что на заседании антитеррористической комиссии 17 ноября текущего года руководители правоохранительных структур доложили об обнаружении и обезвреживании самодельных взрывных устройств в Алексеевском районе республики и в городе Нижнекамске. По этим фактам возбуждены уголовные дела.
Источники “Коммерсанта Online” в силовых структурах Татарстана подтверждают информацию о запуске 16 ноября неустановленными лицами одной ракеты в сторону “Нижнекамскнефтехима”. Ракета не долетела до предприятия и упала на территории исправительной колонии №4, взрыва не произошло, уточняет издание. В ходе следственно-оперативных мероприятий на территории промзоны была найдена ракетная установка. Источники подчеркивают, что в этом районе проводятся учения, но неизвестно, какого рода и кто их проводит. Сейчас следственное управление республики устанавливает обстоятельства произошедшего, не исключается версия попытки теракта.

NEWSru.com

Поделиться
Класснуть