879

Правый левый курс

ДмитрийМЕДВЕДЕВ и Валентина МАТВИЕНКО.

Премьер-министр РФ Дмитрий МЕДВЕДЕВ встретился в понедельник с руководством Совета Федерации накануне открытия 25 сентября сессии верхней палаты парламента для обсуждения с сенаторами проекта федерального бюджета, предусматривающего сокращение социальных расходов

Цель встречи, по словам спикера Совфеда Валентины МАТВИЕНКО, - сверить часы, услышать от премьера, каких законопроектов ждет правительство. Традиционная встреча перед началом осенней сессии Медведева с сенаторами произошла во второй раз: в прошлом году в сентябре они сами приезжали к премьеру в подмосковные Горки.
Говоря о планах в сфере взаимодействия правительства и Совфеда, Медведев подчеркнул особую важность рассмотрения нового бюджета. На прошлой неделе правительство одобрило проект бюджета на 2014-2016 годы. До 1 октября документ будет внесен в Госдуму, после чего должен быть одобрен Совфедом.
По словам Медведева, бюджет на следующую трехлетку - “самый сложный за последние годы”. “Сейчас у нас нет кризиса, но и нет развития, и мы находимся в довольно сложной точке, когда восстановительный рост закончился, прежних доходов мы не имеем, внешние рынки закрыты в значительной степени, а бюджету необходимо исполнять огромные социальные обязательства, которые мы взяли на себя в последние годы.
Поэтому бюджет сложный, но он должен обеспечить нам стабильное развитие России в условиях неопределенной экономической ситуации”, - сказал глава правительства.
Проект федерального бюджета предусматривает сокращение социальных расходов. Ранее Медведев заявил, что правительство будет вынуждено сократить расходы бюджета минимум на 5%, а в некоторых случаях даже больше.
Визит Медведева к сенаторам связан с тем, что Совет Федерации имеет право заблокировать бюджет, в рассмотрении которого он должен участвовать, сказал экономист Сергей АЛЕКСАШЕНКО. “Он хочет заранее объяснить сенаторам, в чем будет состоять бюджет, и подготовить их к тому ужасу, который они увидят”, - говорит эксперт.
“Бюджет у нас несложный, на него просто нагрузили (в 2012-2013 годах. - Ред.) такие военные расходы и расходы на силовиков, что он их не выдержал. Вторая проблема - правительство не хочет или не умеет бороться с воровством бюджетных денег. Третья - начавшийся спад в российской экономике, который привел уже к снижению доходов.
Эти три проблемы заставляют крутиться правительство как уж на сковороде”, - отмечает Алексашенко.
Согласно бюджету на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов, принятому в конце прошлого года, в следующем году на “нацио­нальную оборону” правительство должно потратить чуть более 1 трлн. рублей, на “национальную безопасность и правоохранительную деятельность” - еще почти 1,7 трлн.
По мнению эксперта, экономическая ситуация в России вполне определенная: “Начался спад, все разговоры, что это связано с внешними факторами, - неправда, внешние рынки открыты, Минфин две недели назад занял там огромные деньги”. Кроме того, Алексашенко не согласен со словами Медведева об “огромных социальных обязательствах”. “Улюкаев (Алексей, глава Минэконом­развития. - Ред.) на днях сказал, что расходы на социальные статьи меньше, чем должны быть, поэтому какие там завышенные социальные расходы нашел премьер Медведев, я не знаю”, - добавил он.
На 8 октября в Совете Федерации намечены парламентские слушания с участием регионов по проекту бюджета.
Пока в верхней палате кипят страсти по утверждению бюджета, правительство России в качестве антикризисной меры решило заморозить тарифы, что свидетельствует о резком изменении всего экономического курса РФ. Если в последние годы Белый дом всеми способами поддерживал государственные монополии, то теперь основной антикризисный удар обрушился именно на бывших фаворитов. Казалось бы, впору говорить о “полевении” правительства, однако другие меры правительства ясно дают понять, что возведение в России “социального государства” может оказаться долгостроем.
Несмотря на то что Белый дом уже одобрил заморозку тарифов (причем в усеченном варианте - она коснется только промышленных предприятий, а для населения цены вырастут, но меньше, чем на размер инфляции), споры вокруг этой антикризисной меры не утихают.
Предложение заморозить тарифы, в первую очередь в сфере ЖКХ, с давних пор было одним из главных козырей в колоде у оппозиционеров, в особенности у коммунистов. Именно они в регионах неоднократно выводили и продолжают выводить людей на улицы; именно они, узнав о намерении правительства заморозить тарифы, потребовали от чиновников сдержать рост цен и на другие товары и услуги. Означает ли решение, принятое в Белом доме, шаг навстречу этим требованиям?
Если присмотреться к последним реформам правительства, в них без труда можно найти и другие “левые” элементы. Например, перенос накопительной части пенсии в солидарную (то есть уменьшение ответственности самого работника за свою будущую пенсию: все его “пенсионные” налоги направляются на выплаты текущим пенсионерам, а не на формирование будущей пенсии) - это, бе­зусловно, отход от рыночных мер, которые были одобрены в начале десятилетия.
В последние годы в России опережающими инфляцию темпами росли пенсии, зарплаты чиновников и бюджетников, правительство запускало дорогостоящие социальные программы, в том числе направленные на повышение рож­даемости. Все это позволяло говорить о строительстве “социального государства”. Примечательно, что его базой стали не сами жители России, для большинства которых уровень налогов не меняется уже многие годы, а бизнес, как сырьевой, так и несырьевой.
Понятно, что такая система может существовать только при стабильном росте экономики и благоприятной внешней конъюнктуре. Как только эти два фактора дают сбой, оказывается, что дисбалансы в бюджетной структуре как никогда велики: хроническому дефициту Пенсионного фонда не помогают никакие реформы, социалка забирает у экономики все больше и больше средств, необходимых для развития важнейших проектов на будущее. “Последние несколько лет жили не по средствам”, - констатирует Евгений Ясин, добавляя, что правительству сейчас придется принимать непопулярные шаги, связанные с сокращением расходов.
На самом деле такие шаги уже давно предпринимаются, пусть и в завуалированном виде. Так, чиновники правительства и представители Кремля признают, что не планируют оставлять систему выплаты материнского капитала в существующем сегодня виде, - и хотя президент России Владимир ПУТИН заявил, что какие-то элементы системы останутся и на вторую половину десятилетия, нет никакой гарантии, что правительство все так же щедро будет доплачивать за рождение второго ребенка в семье. В качестве антикризисной меры в Минфине продавили и заморозку зарплат чиновников и военных, по крайней мере на год - такую идею тоже никак не назовешь “левой”.
Как атака на “социальные блага” многими воспринимается и введение, пусть и в экспериментальном режиме, социальных норм потребления электроэнергии и воды - те, кто будет выходить за пределы, установленные региональными властями, оплатят услуги по повышенному тарифу. То же самое можно сказать и о введении платных автодорог, и о предложении Минфина отменить субсидии на железнодорожные перевозки дальнего следования. Оппозиционно настроенные блогеры уже давно ведут списки всех отмененных льгот для россиян. Списки насчитывают десятки пунктов.
Получается, что в текущих условиях основную угрозу сложившейся системе в экономике несут не “левые”, а, наоборот, “правые” идеи. Это означает, что если правительство и дальше будет придумывать способы сократить траты на социалку, уже скоро Россия первых лет XXI века будет восприниматься как социальное государство, “которое мы потеряли”.

Lenta.ru, Газета.Ru

25.09.2013

Поделиться
Класснуть