1839

Химия и мир

Россия и США достигли исторического прорыва в переговорах по Сирии

В субботу в Женеве глава МИД РФ Сергей ЛАВРОВ (на снимке - справа) и госсекретарь США Джон КЕРРИ (на снимке - слева) приняли план по установлению международного контроля над химическим оружием, находящимся в распоряжении правительства Башара АСАДА.

В Москве надеются, что миро­творческие усилия президента РФ Владимира ПУТИНА и российской дипломатии позволят предотвратить удар по Сирии со стороны Вашингтона и его союзников. Как стало известно, в Россию сирийские химические арсеналы вывозиться не будут. При этом Москва профинансирует часть работ. По подсчетам США, операция по ликвидации сирийских химарсеналов обойдется в $150 млн.
Трехдневные переговоры в Женеве войдут в учебники по истории дипломатии: Россия и США согласовали мирный сценарий урегулирования проблемы сирийского химоружия в тот момент, когда военная интервенция со стороны Запада казалась неизбежной. По окончании встречи глава МИД РФ Сергей Лавров заявил: “Значение договоренностей по этому сложнейшему вопросу трудно переоценить. Их реализация позволит избежать военного сценария, который стал бы катастрофой для региона и в целом для международных отношений”. А с американской стороны из уст госсекретаря Джона Керри впервые за многие годы прозвучала фраза о том, что США и Россия являются “двумя самыми мощными державами в мире”.
Впрочем, у российской делегации до последнего момента не было полной уверенности, что американцы примут план Москвы по установлению международного контроля над сирийскими химарсеналами. Неопределенность сохранялась даже в субботу утром, когда все уже было согласовано и переговорщикам оставалось лишь объявить об этом журналистам. Джон Керри долго правил свою речь, все оттягивая и оттягивая брифинг. Тогда Сергей Лавров пошел на нестандартный ход - он вышел в пресс-зал один и подсел к своему пулу, затеяв беседу о погоде. Его тут же окружили недоумевающие западные журналисты. На вопрос одного из них, что все это значит, господин Лавров ответил: “Я убиваю время, мне просто нечего делать”. Вскоре после этого появился Джон Керри.
По словам источника, близкого к российской делегации, сложнее всего переговорщикам было согласовать пункт о том, что будет, если одна из конфликтующих сторон нарушит договоренности. США настаивали: ответственность может нести только режим Башара Асада, и если он не будет действовать в соответствии с российским сценарием, то должен понести наказание согласно ст. 7 Устава ООН, предусматривающей применение силы. Россия же требовала распространить ответственность за срыв плана и на оппозицию, при этом категорически возражая против каких-либо автоматических санкционных мер.
В итоге российской делегации удалось продавить свою позицию. По словам источника, стороны договорились о следующей схеме: российский план (он теперь считается российско-американским рамочным соглашением) передадут в Организацию по запрещению химического оружия (ОЗХО), которая оформит его юридически. В поддержку этого плана Совет Безопас­ности ООН примет специальную резолюцию. Статья 7 в ней упоминаться не будет.
Если же процедуры будут нарушены и одна из пяти стран - постоянных членов СБ ООН - сочтет необходимым применить силу или санкции, потребуется еще одна резолюция. “Но Россия поддержит ее, только если будет 200-процентная уверенность, что факт нарушения имел место”, - пояснил собеседник.
Первый пункт российского плана начал реализовываться еще до старта переговоров в Женеве: власти Сирии подали заявку на присоединение к Конвенции о запрещении химического оружия. В соответствии же с договоренностями между РФ и США уже в течение этой недели Дамаск должен предоставить ОЗХО полную информацию о своих химарсеналах. После этого инспекторы организации посетят Сирию, чтобы перепроверить эти данные. Следующим шагом должно стать уничтожение химоружия, средств его доставки и мест производства.
Как сообщил источник, по предварительной оценке сторон, Сирия обладает примерно 1 тыс. тонн хим­оружия и прекурсоров, включая такие взрывчатые вещества и агенты, как перечный газ. При этом газета The New York Times со ссылкой на американские источники сообщила: Россия и США разошлись во мнении относительно количества объектов, связанных с сирийской химической программой.
В российско-американском соглашении сказано, что все химическое оружие, находящееся на территории Сирии, должно быть ликвидировано к середине 2014 года. Это беспрецедентно сжатые сроки. По словам Джона Керри, часть химоружия, возможно, будет уничтожена в Сирии, но часть точно придется вывезти за ее пределы. Источник, близкий к российской делегации, рассказал: американцы предлагали переправить сирийское химоружие в Россию. Мощности для его ликвидации у Москвы имеются. Но российская сторона эту идею отвергла. Вопрос о месте, где в итоге будут уничтожаться химические арсеналы, отложили на потом.
На вопрос, кто будет оплачивать соответствующие работы, Джон Керри ответил: и Россия, и США готовы принять участие в финансировании операции. В то же время он выразил надежду, что деньги выделят и другие государства. Сергей Лавров, комментируя этот же вопрос, заметил, что “раз были страны, готовые оплатить войну (государства Персидского залива), то найдутся и страны, если не эти, то другие, которые будут готовы оплатить мирное решение проблемы”. США считают, что денег на всю операцию потребуется сравнительно немного - около $150 млн. Россия полагает, что итоговая сумма будет выше.
Официальный Дамаск приветствовал договоренности РФ и США, назвав их “победой для Сирии”, поскольку они “предотвратили войну”. Сирийская оппозиция, напротив, раскритиковала российско-американский план, возмутившись тем, что он не предусматривает наказания Дамаска за химатаку 21 августа. Противники Башара Асада потребовали от Запада ввести над Сирией бесполетную зону и запретить использование правительственными силами каких бы то ни было ракет.
Белый дом распространил заявление президента Барака ОБА­МЫ, из которого следует: женевские договоренности стали возможны прежде всего благодаря жесткой позиции США и угрозе применения ими военной силы. При этом американский лидер дал понять, что не отказывается от идеи удара по Дамаску. По его словам, Вашингтон применит силу, если режим Башара Асада нарушит достигнутые в Женеве соглашения. “Если дипломатия не поможет, США будут готовы действовать”,- предупредил глава Белого дома.
“КоммерсантЪ”

А тем временем

Гражданский джихад

Количество бойцов, борющихся с оружием против режима Башара АСАДА в Сирии, составляет около 100 тысяч человек, и примерно половина из них являются радикальными исламистами. Такие данные приводит издание The Telegraph со ссылкой на доклад исследовательского центра IHS Jane’s.
Согласно представленным данным, около 10 тысяч человек являются членами наиболее радикальных группировок джихадистов. В этих группировках, наиболее влиятельными из которых являются “Фронт Аль-Нусра” и “Исламское государство Ирака и Леванта”, сражаются наемники из-за рубежа, а сами организации имеют тесные связи с “Аль-Кайедой”.
От 30 до 35 тысяч человек составляют бойцы, которые также разделяют идеологию исламского фундаментализма, однако более сосредоточены на продвижении его идей непосредственно внутри Сирии, нежели в международной борьбе.
Еще около 30 тысяч противников Асада принадлежат к исламистским группировкам умеренного толка. Лишь относительно небольшая часть повстанцев (25-30 тысяч человек) относится к светской оппозиции.
Авторы доклада отмечают, что противники Башара Асада крайне разобщены: против правительства борются более тысячи группировок, большинство из которых действуют на небольших участках территории Сирии.
Вооруженные повстанцы ведут борьбу с целью свержения правительства Башара Асада более двух лет. За время гражданской войны, по оценкам ООН, были убиты более 100 тысяч человек, свыше двух миллионов стали беженцами.

Lenta.ru

17.09.2013

Поделиться
Класснуть