1628

Весеннее обострение

МВД Великобритании предупредило на днях о том, что скоро в Европу вернутся сотни последователей радикального ислама, воюющих сейчас в Мали и Сирии, и устроят масштабные диверсии и теракты

Глава Европейского центра стратегической разведки и безопасности Клод МОНИКЕ (на правом снимке) в интервью российской газете “КоммерсантЪ” заявил, что новые угрозы, исходящие от радикальных исламистских группировок, придут не вместо прежних, а вместе с ними. Монике также рассказал, как “арабская весна” подстегнула терроризм в Европе и чего не хватает европейским спецслужбам в борьбе с ним.

- Исламский терроризм давно стал головной болью для Европы. “Арабская весна” сильно ухудшила ситуацию?
- До недавнего времени одной из самых больших проблем были террористы с Кавказа, в первую очередь “Кавказский эмират”. В последние годы Франция и Бельгия предотвратили несколько крупных терактов, которые готовили кавказцы. Сегодня в фокусе внимания европейских спецслужб Сирия и Мали. В Египте, Тунисе и Ливии на глазах растет влияние салафитов, беспрепятственно вербующих сторонников по всему миру, в том числе молодых европейских мусульман.

- Откуда Европе ждать наплыва джихадистов в ближайшее время?
- Сейчас это Сирия и зона Сахеля. Но мы должны понимать, что новые угрозы приходят не вместо прежних, а вместе с ними. Десятки итальянских, бельгийских и немецких граждан по-прежнему учатся в лагерях сомалийской группировки “Аш-Шабааб” и уже завтра вернутся домой. “Традиционные” регионы джихада - Афганистан и Йемен - тоже продолжают производить террористов.

- Европа готова морально и технически к росту исламского радикализма?
- Законы большинства стран ЕС предусматривают уголовное преследование граждан, воюющих в качестве наемников в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Бельгия и Франция решили, что этого недостаточно, и приняли законы о преследовании также тех, кто отправляется в тренировочные лагеря для джихадистов. Правда, на суде в таких случаях вину не так просто доказать. В целом же, откровенно говоря, европейские антитеррористические законы до сих пор не приспособлены для того, чтобы спецслужбы могли эффективно работать.

- И как им мешают законы?
- Приведу пример. Террористические сети интернациональны. Если вы накрываете ячейку боевиков в Париже, то их пособников нужно тут же брать в Брюсселе и Лондоне. Законодательство разных стран предусматривает разное время, в течение которого полиция может задерживать подозреваемого без официального предъявления обвинений: в Британии - три недели, во Франции - пять дней, в Бельгии - всего сутки. Получается, что за 24 часа нужно опросить всех подозреваемых, провести очные ставки, найти их дома и тайники, проанализировать содержание их компьютеров, перевести документы. Это невозможно. Значит, антитеррористические законы нужно гармонизировать.

- А сами спецслужбы достаточно эффективны?
- Я бы не сказал.

- А в чем проблема? Нужны новые технологии?
- Нет, в США и Европе спецслужбы не испытывают недостатка в технических возможностях. Проблема в человеческом факторе. Нужно больше сотрудников-мусульман, которые понимали бы язык, культуру и психологию тех, за кем охотятся. Не хватает координации между спецслужбами и полицией: “внутренние террористы” появляются и из криминальных кругов, как показал пример Мохаммеда МЕРА (французско-алжирский террорист, совершивший в 2012 году громкие нападения на французских военных и еврейскую школу. - “Ъ”). Кроме того, в отличие от США европейские службы безопасности мало работают со специализированными исследовательскими центрами, которые могли бы им дать необходимый для анализа социальный, культурный и политический контекст. Терроризм - это стремительно мутирующий вирус. Мы должны учиться мыслить нестандартно и действовать на опережение, чтобы победить его.

“КоммерсантЪ”

А тем временем

Зачистка по всей стране

Ситуация в Мали по-прежнему напряженная, несмотря на то, что в северных областях страны, освобожденных от боевиков, постепенно восстанавливаются властные структуры, заявил в понедельник министр иностранных дел Алжира Мурад МЕДЕЛСИ.

По его словам, военные действия, которые проводятся против экстремистских группировок, не могут быть единственным методом урегулирования конфликта. Министр указал на важность преобразования Африканской международной миссии по поддержке Мали в операции под флагом ООН.
Тем временем вооруженные столкновения между армией и боевиками продолжаются. В Тимбукту, в 900 км севернее столицы Бамако, где в минувшие выходные произошли бои между просочившимися в город боевиками и отрядами правительственной армии, в понедельник прошла операция по зачистке.
Напомним, острый кризис в Мали начался в марте 2012 года, когда солдаты национальной армии с боем захватили президентский дворец в Бамако и свергли главу страны Амаду Тумани ТУРЕ. Свои действия путчисты объяснили необходимостью покончить с режимом, который не в состоянии справиться с кризисом на севере страны. Эти территории тогда же были взяты под контроль туарегами и вооруженными группировками исламистов.
С 11 января этого года армия при активной поддержке французского военного контингента ведет наступление на позиции боевиков. За почти три месяца под контроль правительственных войск были возвращены города Гао, Тимбукту и Кидаль. Тем не менее отряды экстремистов продолжают устраивать вылазки.

NEWSru.com

Поделиться
Класснуть