Торпедный след “Барса”
В Министерстве обороны РФ разгорается новый коррупционный скандал, который, по версии российских следователей, напрямую связан с казахстанским АО “Машиностроительный завод им. С. М. Кирова”
В минувший понедельник стало известно о задержании гендиректора санкт-петербургского ЗАО “НПО “Барс” Владимира ФИЦНЕРА. Он обвиняется в незаконном перемещении через таможенную границу России вооружения, которым следствие признало выпущенные в Казахстане комплектующие для самонаводящихся торпед. Советнику министра обороны адмиралу Геннадию СУЧКОВУ, лоббировавшему поставки комплектующих для дочерней структуры ОАО “Оборонсервис” - ОАО “Ремвооружение”, уже предложено уволиться. А бывший министр обороны РФ Анатолий СЕРДЮКОВ пойдет по этому делу свидетелем.
Запчасти из Алматы
Гендиректор ЗАО “НПО “Барс” Владимир Фицнер в минувший четверг, 29 марта, был вызван на допрос в следственное управление на транспорте ГУ МВД по Северо-Западному федеральному округу, где его в присутствии адвоката ознакомили с постановлением о привлечении в качестве обвиняемого по статье УК РФ “незаконное перемещение через таможенную границу РФ вооружения и военной техники”. Кроме того, предприниматель был задержан на 48 часов, после чего выпущен под подписку о невыезде.
Уголовное дело, фигурантом которого стал господин Фицнер, было возбуждено в начале марта по результатам проверки, проведенной сотрудниками 10-й оперативно-розыскной части петербургского Управления экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБиПК). Тогда сыщики обнаружили комплектующие для кислородных самонаводящихся торпед на складах ОАО “Адмиралтейские верфи” и выяснили, что ЗАО “НПО “Барс” приобрело их через совместное российско-казахстанское ООО “Арсенал-Машзавод” у алматинского АО “Машиностроительный завод им. С. М. Кирова”.
НПО не имело соответствующих лицензий Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службы по оборонному заказу и ФСБ на проведение внешнеторговых операций с товарами военного назначения, тем не менее его гендиректор Фицнер благодаря протекции адмирала Сучкова (когда-то они вместе служили на Северном флоте) был включен в состав рабочей группы по “переосвидетельствованию кислородных торпед с последующим сервисным обслуживанием на предприятиях ОАО “Оборонсервис”. Возглавил группу сам адмирал, а его заместителем стал руководитель “Ремвооружения” Михаил СОКОЛОВСКИЙ.
Все это позволило НПО заключить с АО “Машиностроительный завод им. С. М. Кирова” в 2010 и 2011 годах контракты на закупку комплектующих для торпед и, соответственно, их поставку “Ремвооружению”. За первую партию из 40 комплектов, в которые в основном вошли бывшие в употреблении детали, ЗАО “НПО “Барс”, в штате которого числилось всего три человека, а основными видами деятельности являлись обработка вторсырья, оптовая и розничная торговля, заплатило казахстанским партнерам 9,5 млн. рублей ($305 тыс.), получив от “Ремвооружения” 25 млн. рублей ($804 тыс.). Второй контракт предполагал уже завоз 190 комплектов запчастей более чем на 120 млн. рублей ($3,85 млн.)
Гендиректор НПО “Барс” Владимир Фицнер на своем первом допросе отказался давать показания, сославшись на 51-ю статью Конституции, позволяющую не свидетельствовать против себя. Получить комментарии от него “Ъ” в понедельник не удалось.
Кроме того, по данным источников “Ъ”, близких к следствию, советнику министра обороны адмиралу Геннадию Сучкову (на снимке) уже поступило предложение уйти по собственному желанию, но он от него отказался. В рамках расследования дела следствие собирается допросить в качестве свидетеля и бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова, подписавшего распоряжение о создании рабочей группы адмирала Сучкова.
Автопарк махинаций
Тем временем стало известно, что экс-министру обороны Анатолию Сердюкову и его зятю Валерию ПУЗИКОВУ (на снимке) грозит еще одно уголовное дело по факту махинаций с автопарком Генштаба, сообщили в понедельник российские “Известия”.
Уголовное дело по махинациям с автопарком Генштаба было возбуждено летом 2012 года. Поводом послужила проверка обстоятельств заключения контракта с ФГУП “Санкт-Петербургский инженерно-технический центр Минобороны России по обеспечению воинских формирований автотранспортом в 2011-2013 годах. Сумма контракта составила 10 млрд. рублей ($321,64 млн.).
“Контракт был заключен с многочисленными нарушениями, а цены в нем существенно завышены. Годовое обслуживание только одного автомобиля обходится государству в 6,1 млн. рублей ($196 тыс.). За эти деньги можно приобрести две новые элитные иномарки или с десяток машин среднего класса”, - цитируют “Известия” источник в правоохранительных органах.
Контракт был подписан Александром Грабко, начальником войсковой части №83466, на балансе которой находился автопарк Генштаба, и гендиректором ФГУП Валерием Седовым. “Однако всю сделку курировал лично Анатолий Сердюков. Спустя восемь месяцев после заключения контракта он лично подписал приказ о расформировании всех 24 филиалов войсковой части. Получилось, что все машины вначале были безвозмездно переданы в пользование ФГУП, а потом, по сути дела, взяты в аренду”, - отметил источник “Известий”.
Всего в деле фигурируют три сомнительных договора. Два других были заключены в 2009 году с ФГУП “Санкт-Петербургский инженерно-технический центр Федеральной налоговой службы”, которое в то время возглавлял Валерий Пузиков. Сумма госконтракта, рассчитанного до 2010 года, составила около 400 млн. рублей (почти $1,3 млн.). За несколько дней до его окончания с Пузиковым был заключен аналогичный контракт, но уже на 3,5 млрд руб. ($112,6 млн.), до конца 2012 года.
“КоммерсантЪ”, УТРО.ru