С российского - на русский
Остается неясным одно: к кому, собственно, обращался президент России Владимир Путин, выступая в Музее толерантности, кому он рассказывал о мифическом единстве российских народов?
Еженедельные сообщения о межнациональных конфликтах (в России. - Ред.), перерастающих в драки, или (чаще) о бытовых драках, перерастающих в межнациональные конфликты. Резкое недовольство общества, с одной стороны, упрощением получения российского гражданства и фактическим введением прописки под предлогом борьбы с нелегальной миграцией - с другой. Политический кризис на Северном Кавказе, требование оппозиции ввести визовый режим со Средней Азией, рабский труд мигрантов в Сочи (да и в Москве), обсуждение идеи ликвидации национальных республик, борьбы ФСБ с этнофутуристами… Межнациональная повестка дня этим не ограничивается. Однако заметить это можно где угодно, только не в речах первого лица страны.
Недавно я сидела со знакомым кавказцем в московском кафе, напоминающем, как и положено любому заведению общепита любого мегаполиса, Вавилонскую башню. Языки смешивались и создавали неразличимый гул, хотя, конечно, русская речь все еще держала передовые позиции. “У вас тут, в России…” - начал очередное предложение мой собеседник. Чем это предложение закончилось, для нас сейчас не столь важно. Важна сама речевая конструкция “у вас в России”. Надо отметить, что кавказец приехал в Москву не из Армении или Грузии, а из Дагестана и проживал в Москве уже довольно давно: снимал квартиру, работал, в общем, ничем особо не отличался от нас, у которых “тут, в России”.
Речевые конструкции вообще штука непростая. Иногда главный смысл выступления, диалога, интервью не в том, что сказано, а как. Лежащие на поверхности смыслы могут нам ничего интересного не сказать, могут удивить своей бестолковостью или банальностью. А копнешь чуть-чуть поглубже, прорвешься на другой уровень анализа речи, а точнее, дискурса, и открываются замаскированные цели и неотрефлексированные смыслы, которые в таком неотрефлексированном виде и попадают в наше подсознание, минуя сознание.
Но вернемся к моему дагестанцу. В целом подспудно высказанная им идея не представляет собой ничего нового.
То, что жители Кавказа давно не идентифицируют себя как россияне, известно и из бытового общения, и из исследований специалистов. Последние также отмечают, что идентичность русских, напротив, можно считать по преимуществу гражданско-государственной (российской).
А вот этническая ее составляющая является, если говорить по-научному, негативной. Т. е. строится не на позитивных образах, а на представлении о враге, чужом. И кто же этот “чужой”, в общем, понятно. Тот же кавказец. Ну и еще мигрант из Средней Азии.
На прошедшей неделе в Музее толерантности состоялось заседание совета при президенте России Владимире ПУТИНЕ по межнациональным отношениям. В повестке дня, заданной главным спикером страны, ни одна из острых межнациональных тем затронута не была.
Если бы историки будущего стали изучать межнациональные отношения 10-х годов в России по этому тексту Владимира Путина, они бы были уверены, что народы, населяющие территорию от Владивостока до Калининграда, живут дружно, буквально душа в душу.
Им нужно только чуть-чуть “укрепить гармонию и согласие в многонациональном российском обществе”, которая, видимо, в целом уже имеется в наличии. А для этого надо побольше изучать русский язык, переписать учебники истории и дружно заняться 60 национальными видами спорта. Ах да, еще надо выделить деньги национальным объединениям, а проще говоря, подсадить наиболее активных национальных деятелей на иглу бюджетного финансирования.
Впрочем, отсутствие какой-либо единой логики в предложениях Путина, перечисляющего через запятую молодежных волонтеров и день рождения Александра ПУШКИНА (куда же без этого чуть ли не единственного маркера и русской, и российской идентичности), компенсируется общим впечатлением от текста, находящимся на другом уровне восприятия. Вспомним опять про речевые конструкции... И в самом деле, если посмотреть на то, какими именно словами рассказывал Путин про межнациональные отношения, многое станет ясным. Конфликтной, проблемной лексики здесь нет вовсе. Более того, слов, отсылающих нас к ситуации диалога, общения, тоже практически нет (три раза встречается слово “отношения”). Корнем, скрепляющим всю логически и политически шаткую конструкцию путинского высказывания, стал корень “един”. В страничном выступлении Путина слова, образованные от него, повторяются 14 раз. А еще ведь есть слова “интеграция”, “гармония”, “согласие”, “позитивный”... Мед в уши, бальзам на сердце.
Надеюсь, что ученые будущего будут относиться к этому периоду нашей истории критичнее, чем, скорее всего, отнесутся к нашему прошлому поставленные под ружье борьбы за общероссийскую идентичность авторы готовящегося “единого” учебника.
Они, ученые будущего, в отличие от нас с вами не смогут выйти на улицы современных нам российских городов и увидеть, что же происходит в сфере межнациональных отношений на самом деле. И в этой возможности увидеть все своими глазами, а не верить речам из телевизора и заключается небольшое утешение. Увидеть и в отличие от любителя приятных для слуха слов попытаться что-то изменить.
Остается неясным одно: к кому, собственно, обращался Владимир Путин, кому он рассказывал о мифическом единстве российских народов? Не исключено, что это был сеанс самовнушения. Мол, в нашем российском Багдаде все спокойно, не стоит волноваться. Однако сколько раз ни скажет хоть Путин, хоть какой-нибудь среднеазиатский дворник из московского дворика слово “халва”, слаще от этого никому не станет.
Юлия ГАЛЯМИНА, независимый журналист, Газета.ru
Межэтнические столкновения в России за последние годы
14 февраля 2005 года в городе Искитим Новосибирской области около 20 местных жителей подожгли более десятка домов в цыганском поселке. После погрома город покинули порядка 400 цыган.
18 августа 2005 года в селе Яндыки Астраханской области произошли столкновения калмыков с чеченцами. Причиной стало убийство юноши-калмыка.
22 августа 2006 года произошел межэтнический конфликт в городе Сальске между местным населением и представителями дагестанской диаспоры. Убито три местных жителя.
29 августа - 3 сентября 2006 года произошел межэтнический конфликт в Кондопоге, Карелия. Между администрацией ресторана и посетителями завязалась драка. После нее к ресторану подъехала группа чеченцев, которые убили двух русских. Возмущенные местные жители сожгли ресторан и разгромили другие заведения, принадлежавшие выходцам с Кавказа.
12 июня 2011 года - межэтнический конфликт в поселке Кобралово - массовая драка между русскими и дагестанцами, начавшаяся на дискотеке в честь Дня России.
22 июня 2012 года - конфликт в поселке Демьяново Подосиновского района Кировской области между местными жителями и уроженцами Дагестана. По предварительным данным, три человека получили ранения.
6 декабря 2012 года в городе Невинномыске Ставропольского края в драке чеченец убил местного русского жителя. 15 декабря в Невинномыске прошла стихийная акция протеста (на снимке).