1660

Предчувствие распада

Пакистанские суннитские экстремисты, связанные с “Аль-Кайедой” и талибами, совершающие многочисленные теракты, ведут ядерную страну к гражданской войне

В пакистанском городе Кветте, ставшем центром противостояния суннитов и шиитов, в минувшую субботу совершен новый теракт. В результате взрыва на рынке крупнейшего города провинции Белуджистан, граничащей с Ираном и Афганистаном, погибли, по предварительным данным, более 80 шиитов. Трагедия в Кветте грозит поставить ядерный Пакистан на грань кровопролитного межобщинного конфликта.

Один из крупнейших за последние годы терактов в Кветте, совершенный на городском рынке в субботу, напоминает десятки других акций “Аль-Кайеды” и ее филиалов, действующих в странах Ближнего Востока и Южной Азии. В выходной, когда на рынке особенно многолюдно, террористы привели в действие взрывное устройство мощностью 100 кг тротила, спрятанное в резервуаре с водой. Разместив взрывчатку у стен двух­этажного торгового комплекса, организаторы теракта добились своей цели: взрыв обрушил здание, в результате чего находившиеся внутри сотни людей оказались погребенными под завалами.
Вслед за полицейскими, спасателями и бригадами “скорой помощи” к месту трагедии устремились толпы разъяренных жителей Хазары, населенной преимущественно шиитами пригорода Кветты. Они обвинили власти в неспособности обеспечить их безопасность. Протестующие вступили в столк­новение с полицейскими, забрасывая их камнями.
Вскоре с официальным заявлением выступил представитель шиитской общины Хазары Сайед Камар Хайдер ЗАИДИ, объявивший трехдневный траур и осудивший власти за нежелание начать решительные действия по искоренению действующей в Кветте террористической сети. А председатель Хазарской демократической партии Азизулла ХАЗАРА выдвинул властям 48-часовой ультиматум, потребовав начать спецоперацию против экстремистов. Если это требование не будет выполнено, лидер шиитской общины пригрозил массовыми акциями протеста.

Глава полицейского департамента Кветты Зубаир МЕХМУД подтвердил: взрыв на рынке Хазары стал одним из крупнейших терактов в Пакистане за последние годы. Число жертв составило 83 убитых и около 200 раненых. Ответственность за теракт взяла на себя суннитская группировка “Лашкар-э-Джангви”.
Взрыв в Хазаре был совершен всего через месяц после того, как другая группировка суннитских экстремистов - “Лашкар-э-Тайиба”, наиболее многочисленная и известная в Пакистане, осуществила в Кветте двойной теракт против городской шиитской общины. Тогда в результате двух взрывов у популярного бильярдного клуба 92 человека погибли и более 120 были ранены. А в начале февраля шиитская община подверглась нападению в городе Хангу, находящемся в приграничной с Афганистаном “зоне племен”. Террорист-смерт­ник привел в действие взрывное устройство вблизи рынка у мечети - 21 человек был убит и 36 получили ранения.
В населенном преимущественно суннитами 180-миллионном Пакистане представители шиитской общины составляют 20 процентов населения. 2012 год стал для шиитского меньшинства самым кровавым за всю историю существования пакистанского государства. После предыдущего двойного теракта в Кветте шииты пошли на беспрецедентный шаг: перегородили улицы гробами и потребовали от центрального правительства принять безотлагательные меры для их защиты. Только после того как Кветту посетил премьер страны Раджа Первез АШРАФ, старейшины шиитской общины решили прекратить протест.

Месяц назад центральные власти ввели в Белуджистане прямое губернаторское правление, отправив в отставку местное правительство и предоставив армии широкие полномочия по применению силы. Однако последние события свидетельствуют, что эти меры не дали результата.
Основатель Пакистана Мухаммед Али ДЖИННА, который был шиитом, не делал различий между суннитами и шиитами и на вопрос о вероисповедании отвечал: “Я не суннит и не шиит, я мусульманин”. Однако его государственная концепция единой “мусульманской нации” так и не была реализована. Радикальные исламисты новой волны - суннитские экстремисты, связанные с “Аль-Кайедой” и талибами, - объявили себя поборниками истинного ислама, призванными навести порядок. Своими врагами группировки “Лашкар-э-Тайиба”, “Лашкар-э-Джангви” и “Сипах-э-Сахаба” считают не только власти, но и шиитов.
По мнению источников “Ъ” в Исламабаде, новое нападение на шиитскую общину призвано еще больше раскачать ситуацию в ядерном Пакистане. В условиях, когда рейтинг доверия к центральному правительству рекордно низок, исламисты пытаются спровоцировать войну между суннитами и шиитами, ослабляя и без того шаткое положение пакистанского руководства.

“КоммерсантЪ”

А тем временем

Перевоплощение марионетки

Президент Афганистана Хамид КАРЗАЙ (на снимке) выступил с беспрецедентной критикой в адрес США и других стран Запада, направивших свои контингенты в состав Международных сил содействия безопасности в Афганистане (ISAF).

Поводом стала ошибка авиации НАТО, разбомбившей населенный пункт в провинции Кунар. В ответ президент Карзай запретил самолетам ISAF участвовать в боевых операциях на территории страны и фактически обвинил иностранные державы в подрыве афганской государственности. Прежде с такими заявлениями выступали исключительно лидеры талибов.
Инцидент в провинции Кунар на востоке страны произошел на минувшей неделе. В результате ошибки авиации НАТО, принявшей населенный пункт за базу талибов, погибли десять мирных жителей - в основном женщины и дети. “Это постыдно для нас, что главное управление национальной безопасности вызывает поддержку с воздуха сил НАТО против жителей нашего государства”, - заявил по этому поводу господин Карзай.
Согласно подписанному вчера указу президента, “афганские силы безопасности ни при каких обстоятельствах не могут пользоваться воздушной поддержкой авиации НАТО”. На состоявшемся в субботу заседании правительства страны Хамид Карзай крайне резко высказался в адрес иностранных держав, до сих пор считавшихся его союзниками и спонсорами. “Иностранцы стремятся лишить Афганистан права на существование сильного правительства, жизнеспособной системы власти, боеспособной натренированной армии и образованной молодежи!” - возмущался господин Карзай.
Афганский президент, которого его противники называют марионеткой США, прежде не позволял себе подобных оценок. Его нынешнему радикализму могли бы позавидовать лидер талибов мулла Омар или президент Ирана Махмуд АХМАДИНЕЖАД - традиционные оппоненты Америки. Теперь в этой роли дебютировал и сам Хамид Карзай.

“КоммерсантЪ”

Поделиться
Класснуть