Хранители искусства
Казахскому национальному драматическому театру им. Мухтара Ауэзова 13 января исполнилось 100 лет. Мы отправились туда, где хранится вся история старейшего театра, - в музей.
Немного грустно, что в год 100-летнего юбилея театр остался без родной сцены: в здании идет глобальный ремонт, и в лучшем случае актеры смогут вернуться туда в конце текущего года. Были, конечно, и конференция, и торжественный спектакль на чужой сцене, и большая выставка, посвященная дате, но это все не то.
А вот в музее работа продолжается, несмотря на юбилей, ремонт и другие обстоятельства. Фонды тщательно упакованы и перевезены, музейные сотрудники все так же готовы в любой момент рассказать о спектаклях и актерах. Кстати, в отличие от многих других театров, хранителем здесь работает не просто сотрудник, а человек со специальным образованием - историк и музеевед.
Наргиз ТАМАБЕККЫЗЫ уже больше тридцати лет заведует сложным хозяйством, болеет за музейное дело и переживает, что хорошее начинание кому-то показалось ненужным.

- В 1968 году по просьбе наших корифеев при Центральном музее был открыт музей нашего театра как филиал, - рассказывает Наргиз. - Соответственно, занимались им профессионалы. Затем такие филиалы появились в оперном, театре им. Лермонтова, ТЮЗе. В 1998-м произошла очередная непонятная реформа, и филиалы стали самостоятельными, перешли в ведение театров. Но полноценной работы уже не было.
Однако в Ауэзовском театре все серьезно. В 2018 году Наргиз даже направляли в Россию на обучение и знакомство с работой московских театральных музеев.
Обычно зрители перед спектаклем обязательно заглядывали в два зала музея, знакомились с их сокровищами. Есть надежда, что после ремонта экспозиция обновится и станет еще интереснее. Сейчас главная задача - сохранить все фонды. Это стеллажи с огромными папками, где собраны документы, фотографии, афиши, все сведения об артистах и спектаклях театра. Наргиз легко и быстро находит любую информацию и с удовольствием показывает старые афиши - настоящие произведения искусства.

- Это все не сразу собиралось в архиве театра! - продолжает Наргиз. - Музей был основан в 1968 году, то есть спустя 40 лет после открытия. Вопрос поднял народный артист КазССР Капан БАДЫРОВ. Он же всю жизнь вел дневник, в который записывал все сведения о театре. А чтобы исключить потерю этой информации, дневник писал в трех экземплярах! Настолько важным считал все эти сведения.

Сейчас в фондах музея хранится около 200 тысяч единиц, половина из них исторические фотографии. Конечно, есть большой фонд личных вещей. Именно это обычно впечатляет посетителей.
Отдельная гордость - портреты знаменитых артистов, написанные известными художниками и подаренные театру.
Но нас поразили костюмы, которые сотрудники музея специально к нашему приходу достали из запасников. Отношение к таким предметам настолько трепетное, что актерам дают на них посмотреть и даже надеть, но не разрешают их фотографировать.

Наргиз показывает чапан из гобелена и бархата. Его подкладку явно перешивали - на стыках прорехи и потертости. Рядом лисий кафтан, которому тоже, наверное, стукнуло сто лет. А теперь история этого и других самых старых костюмов, рассказанная Наргиз Тамабеккызы:
- Когда театр только открылся, в нем не было цехов, в которых бы готовили в больших количествах одежду и реквизит. Сложности были и с костюмами, и с предметами традиционного быта. Но люди были так рады, что приносили любимым артистам чапаны и другую одежду, даже ювелирные украшения, предметы домашнего обихода, например сундук, отделанный серебром, - все, чтобы на сцене можно было показывать правду жизни. Вот почему мы так трепетно храним эти образцы. НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО говорил, музей - это зеркало театра. И мы очень гордимся тем, что храним и передаем эту память.
В эти выходные в музее Алматы открывается выставка самых ценных экспонатов музея театра. И у нас есть редкая возможность увидеть их.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Тимофея ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Ксения ЕВДОКИМЕНКО