Таня Турлай: Со мной в разведку не пойдёшь!
От чего плачет и над чем смеётся популярная юмористка? Актриса и сценарист откровенно рассказала о своей жизни
- “Роднулечки, кымбатулечки!” - уже вся страна знает это фирменное приветствие Тани Турлай...
- А еще “куштигенские”! (Смеется.) Я выросла в деревне, где люди относятся друг к другу с добротой, открытостью, где все друг друга знают и со всеми принято здороваться, общаться.
- Это вы о своем родном селе Ленино Костанайской области?
- Все верно, Федоровский район.
- Там вы научились говорить на казахском языке так, что сразу переходите на него, если хотите выразить сильные эмоции, хотя папа у вас - белорус, а мама - украинка?
- Есть одна глубинная душевная история, объясняющая это. Моя мама выросла среди казахов в ауле Абай Боровского района Костанайской области. Когда мне было лет шесть-семь, она привезла меня к своим односельчанам.
Так получилось, что я, самая младшая внучка в семье, не застала своих бабушек и дедушек. Я понятия не имела, какие ощущения испытываешь, если есть апашка и аташка. И вот в своем ауле мама меня познакомила с земляками, которые хорошо помнили мою бабушку, нагашы апа. Мне рассказали, каким она была человеком, как они ее любили, как с ней дружили. Это очень сильно в душу мне запало. Вот даже сейчас не могу спокойно вспоминать... (Плачет.)
Те старики стали мне бабушками и дедушками. Почему-то в тот момент я потянулась к ним, к их культуре, языку, который показался родным. Там я впервые беш руками поела, кумыс попробовала, на полу посидела.
Потом мама постоянно стала привозить меня в свой аул, брала с собой в гости к односельчанам со словами: “Это наша земля, наши земляки!”
Уже в школе она шила мне казахские костюмы, покупала кассеты Асылбека ЕНСЕПОВА с его кюями. Принесла из библиотеки книгу Шары ЖИЕНКУЛОВОЙ, первой профессиональной танцовщицы Казахстана. Прямо по фотографиям из этой книги я учила казахские танцы.
До сих пор жалею, что мама не реализовала свою идею отвезти меня на месяц в аул и отдать в семью, где говорили только на казахском. Она уже договорилась с людьми, которые к тому же и на домбре умели играть. Но я же в семье кенже бала, и мама не смогла расстаться со мной надолго.
А потом так получилось, что я вышла замуж и попала в семью оказашенных татар. Именно так я всегда говорю! Аташка супруга, хоть и не родной ему по крови, воспитал его маму и самого Рината по-казахски. Поэтому, будучи татарами, все в семье мужа с казахским менталитетом, говорят на казахском и традиции соблюдают казахские. Так что после маминой школы я попала еще и в енешкину школу - за несколько лет, когда жили вместе, впитала многие нюансы. Тем более по профессии я актриса и имею профессиональный навык подмечать, впитывать, повторять. А люди удивляются: откуда ты все это знаешь и умеешь?

- Турлай - это настоящая фамилия или псевдоним?
- Это реальная белорусская фамилия! Очень распространенная и известная в Беларуси, как у нас Сарсембаевы, Алдабергеновы, Серикпаевы. Но в Казахстане я еще не встречала фамилии Турлай, кроме как у моих родственников. Вот многие и думают, что это сценическое имя, псевдоним или придуманное казахское слово, потому что, я заметила, на телевидении в титрах всегда пишут “Тұрлай” через “ұ”. И даже произносят именно на казахский манер, как удобно речевому аппарату. Классно, мне нравится! Значит, казахам в моей фамилии слышится казахское слово. Хотя я даже не знаю, что это значит по-белорусски.
- А почему Таня, а не Татьяна?
- Мне суперкомфортно именно так. Звучит по-родному, по-домашнему. У всех же есть какая-то своя Гуля или Таня!
- Как в вашей жизни появился юмор?
- У меня папа - человек с юмором, всегда рассказывал анекдоты. И вообще в семье всегда все шутили, были налегке. Я с детства фанатела от КВН, очень рано начала играть и дошла до Маслякова, до Первого канала. Так и прокачала мышцу юмора.
- Совсем девчонкой вы вышли замуж за популярного казахстанского кавээнщика Рината ШИГАПОВА. А теперь все говорят о нем “муж Тани Турлай”! Как так вышло?
- Мне было лет 17, когда он заметил во мне какую-то искру, талант, взял в команду. Очень много говорил всем о моих способностях и о том, что их надо развивать. Всегда и во всем старался поддержать: при поступлении в театральный, при участии в каких-то проектах. Сейчас он мой тыл, продюсер, директор, который решает все юридические, финансовые и даже политические вопросы! Ему в этом комфортно, такая позиция ему по кайфу. В своей сфере, как продюсер, как сценарист, он тоже развивается. Просто это не такие видимые фронты, как у меня. Но его тоже очень много узнают: “Вы Ринат Турлай?!” (Смеется.) Ни конфликтов, ни переживаний из-за этого ни разу не было.
- Не зря он брал приступом ваше село, когда приехал свататься!
- Ну, всего лишь несколько домов! Так вышло, что они с друзьями приехали делать предложение ночью и никак не могли найти, где же живет Таня Турлай. Односельчане отнеслись с пониманием. А вот для моих родителей это было настоящее потрясение: дочери 18 лет, жених на восемь лет старше... Кстати, сегодня (интервью состоялось 26 августа. - О. В.) у Рината день рождения, ему 40!
- Поздравляю! Как будете отмечать?
- Уже поздравили его с детками, вкусно позавтракали, и я предложила мужу: “Сегодня отправляю тебя с друзьями в баню!” Он скромничал - не хотел отмечать, но я настояла. Тем более все сама организовала. У всех девчонок заранее отпросила мужей. С администраторами договорилась: “Встретьте от души наших мальчишек!”

- А грандиозного тоя не будет?
- Нет! Из-за того что наша работа связана с грандиозными тоями, которые устраиваем для других, для себя, наоборот, хочется спокойствия, только близких людей рядом.
- В свое время вы приехали в Алматы, а сейчас решили перебраться в Астану. Почему?
- Мы еще не перебрались. Просто здесь квартиру взяли. Как только нам одобрили ипотеку, мы решили: вау, пока одобряют, будем брать! Но в Алматы под эту сумму не смогли подобрать необходимые нам три комнаты. Хватило только на Астану. И вот пока между двумя городами находимся. Окончательно не переехали, окончательное решение не приняли, потому что в Алматы работа, у детей кружки, занятия. Сейчас будем думать, как поступить дальше.
- Вы открыто говорите, что у вас ипотека, хотя многие популярные личности скрывают такие вещи.
- Я тоже прошла через то время, когда сравниваешь себя с этой невероятной глянцевой картинкой, которая у всех в Инстаграме. А в жизни оно получается не так. В жизни есть проблемы, есть сложности, конфликты, расстройства, переживания, депрессии. Но я всегда была открытой. С детства помню, как моей маме говорили: “С твоей Таней в разведку не пойдешь!” Я все рассказывала как есть. “Ты ее лучше больше не бери с собой!” - советовали маме, когда она брала меня в гости и я выкладывала все, что у нас в семье происходит.
И почему сейчас я должна меняться под эти тренды? Почему я должна быть какой-то картинкой, если одна из основных моих целей в жизни - сохранить себя? Через свою искренность зарабатываю доверие людей. Это доверие дороже всего!
- Не пожалели, когда пару лет назад рассказали, что старший сын - особенный ребенок, что у него аутизм?
- Это был единственный момент, к которому я долго готовилась. Просто есть несколько стадий принятия горя. И вот пока я до последней стадии не дошла, пока не переварила, не перемолола, не осознала, мне было сложно об этом разговаривать. Это все очень сильно болело. Плюс это не только моя ответственность. За мной стоит моя семья, мои родители, родители супруга. Нужно было со всеми это обсудить и принять решение, чтобы они были не против.
И вот пришло время. Может, мой опыт, мой жизненный настрой помогут другим мамам? Поэтому не жалею ни о чем. Тем более теперь получаю только безграничную поддержку и понимание. Единственное - никогда не хотела бы, чтобы это все перешло в жалость. Но такого вроде бы ни разу не было.

- О своей жизни вы написали: “В моем кино есть драма, комедия и хоррор”. А ведь всем казалось, что только комедия...
- Просто в целом я стараюсь на самые сложные жизненные ситуации смотреть через призму юмора, позитива. Я прямо себя воспитываю, учу так относиться к жизни, и в этом мне помогает мой навык пошутить над собой, обсмеять даже самую тяжелую ситуацию. Это очень сильно снимает важность, напряжение и даже помогает в горе. Как музыкант настраивает свой инструмент, так и я настраиваю себя на юмор и позитив.
Хоррор - это маленькие дети. Трое детей подряд - это целый фильм ужасов! Что-то где-то испортят, разрисуют, передерутся. Я еще не такая четкая и дисциплинированная мама, у которой все по режиму. Сейчас я этому только учусь. Даже не знаю, как так вышло. Трое родилось - и только потом я очнулась: “Подождите, остановитесь, хватит пока!”
А в чем моя драма? Я имею актерскую профессию и не чувствую себя в ней реализованной. Я каждый день задаю себе вопросы: а правильно ли ты все делаешь? а талантлива ли ты? а достойна ли ты? Но я верю, надеюсь и действую, чтобы все получилось! Это моя основная цель, мой главный ориентир.
Оксана ВАСИЛЕНКО, Алматы

Оксана ВАСИЛЕНКО