Поймали старый город
Фильм “Эвакуация” снимался шесть лет, а вышел в прокат на этой неделе
А теперь только представьте, как изменился мир за эти шесть лет. Изначально планировался фильм про ЦОКС - Центральное объединение киностудий, эвакуированных в Алматы. Но когда приглашенный на проект режиссер Фархат ШАРИПОВ почитал сценарий и увидел бюджет, он понял, что это вещи несовместимые. В итоге он предложил фильм про эвакуацию, но ужатый до простой человеческой истории про то, как во время переезда мама теряет дочь и ищет ее в Алматы.

Сценарий писал сам же, перелопатил огромное количество дневников, писем эвакуированных, фронтовиков и тружеников тыла, разговаривал с ветеранами тыла. И нашел реальную историю, которая стала основой сюжета, а дополнилась множеством реальных подробностей.
Потом началась пандемия, после война России и Украины, и каждое событие останавливало процесс или заставляло переосмыслить, увидеть связи прошлого и нынешнего времени. В итоге финальные досъемки прошли в феврале этого года! Фильм получился настолько выстраданным и долгожданным, что денег уже не было, и исполнительница главной роли россиянка Наталья УИТВЕР согласилась приехать в Казахстан на свои средства, чтобы доснять недостающий материал. Все остальные члены
команды тоже работали за идею. Хорошо, что обошлось без досъемок второй главной героини: Евдокия СКИРТА, сыгравшая дочь, просто выросла за это время…

Евдокия, представительница казахстанской театральной династии, будучи ребенком, наравне со взрослыми актерами прошла через все трудности съемок и ни разу не спасовала. В Наталье Уитвер режиссера поразили глаза и ее умение плакать на камеру. Но воспользоваться этим талантом не пришлось. В финальном монтаже стало понятно, что героиня проходит сложную трансформацию, становится сильной и плакать просто не может.
Не обошлось во время съемок без курьезов. Художники готовили очередную локацию в Алматы и перед домом культуры “Колос” поставили шестиметровый памятник Сталину. Так за один день горожане успели принести цветы к нему, возмутиться в соцсетях, про событие сняли сюжет, который авторы фильма с удивлением увидели в новостях.
Отдельное наслаждение алматинцам в фильме доставят локации, использованные в кино. В кадре такая уходящая натура, как завод АЗТМ и госпиталь на Абая и Масанчи, который превратился в коммуналку.

- Это настоящая боль, - переживает Фархат, - обидно, что в Алматы не умеют сохранять старые здания. У нас их и так не слишком много, но и те, что есть, при любой возможности рушат и на этом месте строят новые.
- Что было самым сложным?
- Массовки! У нас участвовало до 400 человек. Даже не представляю, где ассистенты набирали такое количество людей. Если команда “мотор!” звучала в 8 утра, то их привозили и начинали одевать в 4 часа ночи, а уходили они последними. Первую неделю было очень трудно, ведь кто-то приходил просто из любопытства и для развлечения. Представьте, снимаю я длинный драматичный кадр и в него попадает человек с улыбкой до ушей, счастливый от самого процесса. Когда участники поняли, что один дубль можно снимать по 40 раз, то стали гораздо более ответственно относиться, экономить свое и наше время. По команде стирали улыбки и включались в работу.
- Что вам важно рассказать через эту историю?
- Когда только приступали к съемкам, казалось, что главное - передать эпоху. Но потом я понял, что важнее всего мне самому понять, как бороться со страхом войны, с ощущением своей беспомощности. Вообще, весь фильм “Эвакуация” о том, как ужасна война, сколько потерь несет она с собой.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы

Ксения ЕВДОКИМЕНКО