Когда-то мы были почти стриптизёрами
Как самый волшебный и весёлый праздник отмечают те, кто веселится целый год? Известный комик Джамбул КУЛЬДЕЕВ раскрыл все секреты отечественного стендапа
- Перед новым годом больше пытаемся шутить на тему детства, на семейную тематику, и такой юмор идет на ура. В кругу коллег, в сообществе “Стендап Астана”, резидентом которого я являюсь, у нас всегда проходит новогодний корпоратив: традиционно напиваемся, танцуем, веселимся. И обязательно играем в тайного Санту. Проводим его разными способами. В этот раз стояли в очереди за подарками, и если тому, кто был за вами, понравился подарок, то он мог его украсть. Таким образом, подарки ходили по кругу, и это очень прикольно получилось.
Ну а 31 декабря в 12 ночи каждый, конечно, хочет оказаться дома, в кругу семьи. В прошлом году вел мероприятие, не успевал из-за пробок, но без двух минут до боя курантов мне удалось забежать домой и снять один рукав куртки, чтобы поднять бокал с шампанским с близкими. Вот видите, все у нас, как у обычных людей. И меня знаете, что раздражает?
- Что?
- Когда говорят: “А ты че такой в жизни грустный?” А я просто иду и не улыбаюсь. Кто сказал, что мне нужно 24 часа улыбаться? Тогда я буду выглядеть странно, как сумасшедший. Да, мы веселые, но имеем право на серьезность и можем себе позволить не смешить людей постоянно. А переключиться с грустного на веселое для нас - это просто актерская работа.
Есть, конечно, исключения. Как-то сидел с Михаилом ГАЛУСТЯНОМ, он болтал какую-то фигню, и это было невероятно смешно. Вот у него природная черта - смешить людей. И он сам по себе смешной чувак: просто разговаривает - и уже смешно.
- А разве у вас не так? Говорят, у Кульдеева даже лицо юморное...
- Насчет лица вам судить. Не считаю, что оно сразу вызывает смех. И то, что я юморной, вряд ли природное. Это приобретенное с помощью творческой работы качество. Мой путь был долгим, часто безуспешным. Провалы, долгое обучение. Не было такого, чтобы я что-то сказанул, и все такие: “Вау, аха-ха-ха-ха!” Это надо сидеть, думать, писать.
- Тогда почему вас называют легендой казахстанского юмора?
- Думаю, ничего такого большого в нашем юморе я не сделал, чтобы меня называли легендой. Да, я занимаюсь этим много лет и в стендап пришел, когда он еще не был таким модным.
А началось все в 8-м классе с КВН. Я пошел туда, чтобы прогуливать уроки, и меня затянуло. Сцена, занятие, при котором можно было заниматься несерьезным всерьез - прикалываться, фантазировать, творить всякую ерунду, и никто не скажет, что ты фигней маешься.
Потом я поступил в университет. Там вообще случился расцвет моей кавээновской карьеры. Мы начали ездить в другие города, нам выделяли деньги, чтобы мы популяризировали родной карагандинский университет в Астане и Алматы.
По образованию я педагог и после университета пошел работать по специальности: в дворовых клубах, в оздоровительных центрах курировал сложных, неблагополучных детей, следил, чтобы они не слонялись по дворам и другим местам. Еще лет шесть был вожатым, организатором досуговой деятельности в детском оздоровительном центре в Боровом. И параллельно всегда занимался юмором.
Знания и опыт в этой области надо было куда-то интегрировать, и мы стали выступать в ночных клубах с номерами из КВН. Тогда, в 2006-2007 годах, популярным стал “Камеди клаб”, и мы начали делать что-то подобное. После часу ночи стало отлично заходить все провокационное, без купюр - пошлое, пикантное, с нецензурной лексикой. И мы стали выезжать в пригород, в маленькие города типа Шахтинска, Темиртау. Если сейчас мы называем КВН беззубым, то тогда в клубах можно было критиковать акимов, жестко стебать известных в городе людей. Мы делали это до тех пор, пока не сгорел клуб, где мы выступали. Возможно, его подожгли.
Тогда мы переехали в Астану и с некоторыми старшими коллегами начали писать проект “Лица столицы”. В течение 4-5 лет я работал сценаристом этой программы для телеканала “Астана” и параллельно снимался в ней. Дальше мы с моим товарищем и коллегой Галымом КАЛИАКБАРОВЫМ создали проект “Стендаперы”, похожий на “Камеди клаб”, но продать наш юмор на телеканалы не получилось. Но мне понравилось выходить и читать шутки из папочки, вроде Задорнова. Потихонечку папочка с листочками убиралась, и это начало превращаться в стендап. А потом меня осенило создать сообщество, где люди будут приходить и выступать. Прихожу к очень популярному тогда Саше МЕРКУЛЮ и его команде, говорю: “Ребята, давайте дружить, делать одну общую движуху!” Они меня взяли, и я начал с ними выступать.
Тогда это даже не оплачивалось. Или платили нам тысячи по две за выступление. А иногда нас просто кормили в заведениях, мы выступали за покушать, но, бывало, даже еда не всем доставалась. Выступали восемь человек: кто-то кушал, а кто-то нет. Но нам нужны были опыт, мастерство и своя аудитория. Мы собирали народ, и это было прекрасно.
- Теперь вы настоящие звезды...
- По крайней мере у комиков начали появляться гонорары, зарплаты, и в 2021 году стендап стал настоящим бизнесом в нашей стране. А до этого было не пойми что. Грубо говоря, мы были хуже стриптизеров. Официальности и медийности не было никакой. Они приходят, получают 20 тысяч за танец - и все. Вы же не увидите плакат, где написано: “Сегодня выступает стриптизер Николас такой-то!” Они все безликие, и то же самое было с нами. А сейчас вы везде можете видеть афиши с именами комиков.
- Сколько всего комиков сейчас в Казахстане?
- Тех, которые, скажем, укоренились и более-менее профессионально занимаются, человек 400, может, 350. Потому что жанр в Казахстане молодой и его не так сильно еще освоили. Если сравнить, сколько у нас певцов, актеров, то это правда очень мало.
- Из-за хороших гонораров вам буквально все стали наступать на пятки. Та же группа “Ирина Кайратовна” сейчас часто выступает в жанре стендапа...
- И я нормально к этому отношусь, любой человек любой деятельности может стать стендапером. Тем более они изначально были юмористами, я их знал еще как кавээнщиков из сборной Евразийского национального университета.
А что касается заработка, стендап делится на комиков со среднестатистической зарплатой и богатых стендап-комиков. Сказать, что все 400 человек в Казахстане зарабатывают классно, - это не так. Кто собирает залы, тот хорошо зарабатывает, а кто не собирает - нет. Вы же видите, тот же Нурлан САБУРОВ не бедный стендап-комик, а если я назову какое-то другое имя, то там будут небольшие заработки.
- Кстати, как вы стали ведущим на свадьбе Нурлана Сабурова?
- Он не был тогда таким популярным. Жил в Казахстане, играл в КВН, а все кавээнщики друг друга знают, даже если они из разных городов. Он спросил: “Кто хорошо свадьбу ведет?” И вот ему ответили: “Джамбул!” Он мне позвонил, я провел свадьбу. Знакомы мы были еще до этого. И я не считаю какой-то заслугой, что провел свадьбу Нурлана Сабурова. Это можно выставлять в портфолио, это может повлиять на какие-то суммы гонораров, увеличение заказов в мою сторону, но, если откровенно, я просто провел свадьбу хорошему знакомому и другу. Это вся история.
Я не скромничаю! Если надо, я и потанцую, и покричу, и побегаю, и попрыгаю, но я привык воспринимать все, как оно есть. Считаю, что критерии относительно своего высокого статуса я еще не выполнил.
Оксана ВАСИЛЕНКО, Алматы