2515

Меломаны спорят: распиаренная премьера в оперном - это новое слово в национальном искусстве или что-то не то? Ясно одно - такой неоднозначный спектакль, как “Хан Султан. Золотая орда”, трудно вспомнить. Вопрос настолько щекотливый, что многие избегают давать оценки и тиражируют в основном то, что происходило на пресс-конференции, предварявшей спектакль. Хотя, спору нет, там тоже было интересно.

Эпичный дебют

Новая опера вообще появилась на свет благодаря воле нового директора Айнур КОПБАСАРОВОЙ и привлеченным ею спонсорским средствам. Бюджет постановки она назвать отказалась, поскольку средства частные. Но это очень дорого. Оперу - и текст, и музыку - специально написали по идее директора. Автор музыки 43-летний Хамит ШАНГАЛИЕВ честно признал, что опыта в таком жанре не имеет и сначала от поручения попытался отказаться. Его стезя - саундтреки, мюзиклы, песни, а тут эпичное полотно.

Давиде ЛИВЕРМОР, Айнур КОПБАСАРОВА и Хамит ШАНГАЛИЕВ рассказывают о премьере.

- Я практически 120 дней жил в студии, - рассказывает Хамит. - Тяжело было вначале, когда я искал себя среди таких гигантов, как Верди, Пуччини, Вагнер, Брусиловский. Кажется, что все написано, все сделано. Но когда либретто стало ближе, когда появилось ощущение, что герои оживают в моей студии, я начал потихоньку управлять ими, и появлялась музыка. Должны пройти годы, чтобы народ оценил новую оперу. Теперь у меня мечта поменять немного жанр оперы. Следующая опера будет еще более современной.

Автор не скрывает, что в сочинении музыки использует искусственный интеллект, чтобы находить новые музыкальные решения, и вводит звуки, которые издает не оркестр.

Зачем это было нужно? Директор театра уверяет, что как воздух была необходима новая национальная опера, с которой можно было бы поехать за границу на коммерческие гастроли. Трудно представить такое, учитывая нашу удаленность и стоимость подобного выезда. Но как точка зрения принимается.

- Мы хотим за границей не только казахстанцев собирать на наши выступления, - рассказывает директор, - но и иметь коммерческий успех, для этого нужны такие спектакли. Это закон времени.

Кстати, также личной волей директора была выбрана и художник по костюмам - молодой дизайнер, болашаковка, теперь уже хозяйка частного ателье Айнур ЕРИМБЕТОВА. Она никогда раньше не работала над театральными костюмами и тоже поначалу не верила, что у нее получится.

От вводных данных волосы вставали дыбом - композитор-дебютант, дизайнер, не работавший в театре… Но победителей не судят. Костюмы оказались великолепны и действительно достойны гастролей. С музыкой все сложнее. С одной стороны, в ней нет запоминающихся мелодий, ярких кус­ков, западающих в память. Но собственно современная музыка совсем не похожа на образцы времен великих итальянцев. Однозначно не шедевр, но похоже, что эта опера и не стремится быть именно музыкальным шедевром. Ее зрители как-то сразу окрестили “шоу”, “пиршество для визуалов”. И та публика, которая в восторге от премьеры, как раз говорит о том, “как все красиво и эффектно”. Однозначно режиссер-постановщик итальянец Давиде ЛИВЕРМОР бог в своем деле. Когда на гениально-лаконичную сцену выезжает на кубическом огромном коне воин и круп коня пускает блики, а чапан украшен таким мехом, что жалко всех экоактивистов, когда звучит невероятный голос солиста, а сзади полыхают пожары, то неважно, что там за мелодия. Пафос зашкаливает. Зрелище однозначно впечатляет.

Что убивает это шоу, так это отсутствие внятного сюжета. Настолько, что его даже нигде не прописали. То есть в программках есть набор таких же эффект­ных пафосных фраз о величии, но сюжета нет, скорее отголоски дворцовых интриг и презентация правителей. Как нет любовной интриги или хотя бы человеческих отношений, из которых состоит сюжет любой оперы. Поэтому впечатление получается сложное. Да, постановка невероятная, голоса гениальные, хор вообще выше всех похвал, хореография к месту, все играют, поют, завораживают. Но не очень понятно, в чем суть. В принципе, при таких исходных данных можно было спеть телефонный справочник, публика была бы так же потрясена.

Бесспорно, этот спектакль вызывает любопытство. Если следующей оперной премьерой станет что-то из классики, поставленное так же самоотверженно и стильно, сердца меломанов будут ликовать. Если же эта опера ознаменует новый вектор исканий, то было бы грустно. Директор сама очень душевно и точно сказала, что вверенный ей театр не просто здание - это место, где рождалась целая эпоха, что накладывает огромную ответственность…

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Веры ОСТАНКОВОЙ, Алматы

Поделиться
Класснуть