Правдивость прежде всего
В этом году кинофестиваль “Евразия” приятно удивил. Невероятно насыщенная неделя дала возможность не только посмотреть лучшие фильмы, но и поговорить о проблемах киноотрасли.
Были и зрелищная красная дорожка в день открытия, и торжественное закрытие с живой музыкой, и шоу для гостей. Но самое главное происходило каждый день и было рассчитано вовсе не на публику. Напомним, в этом году XVII Международный кинофестиваль “Евразия” прошел при поддержке государства, но на частные средства. Поэтому изначально было решено, что тратить деньги на приезд популярных актеров и прочие попсовые штуки не стоит, гораздо важнее дать возможность профессионалам провести как можно больше мастер-классов, встреч и обсуждений.
Алматы, бесспорно, центр киноиндустрии Казахстана, и в данное время сразу три учебных заведения готовят специалистов для кино, причем два из них частные. Так что целевой аудиторией всех мероприятий были не столько любители авторского кино, сколько производители хороших разных фильмов.
Всего в рамках фестиваля было показано более 30 работ, и 22 из них принимали участие в двух конкурсных программах: международной и конкурсе стран Центральной Азии и Тюркского мира. В каждой были названы свои победители.
Например, лучшим фильмом конкурса стран Центральной Азии и Тюркского мира стала якутская лента “Там, где танцуют стерхи” из Республики Саха, Россия. А в международном конкурсе главный приз получила работа из Польши “Почти ничего” режиссера Гжегожа ДЕБОВСКИ. Сыгравший в этом фильме актер Артур ПАЧЕСНЫЙ получил и приз за лучшую мужскую роль. Гжегож выбрал сложную тему - наблюдая за акциями протеста в своей стране, он решил снять кино, которое начинается с обсуждения социальных проблем и переходит к психологическим. План реализовал за 17 дней с минимальным бюджетом, причем пригласил на все роли актеров из небольших театров Польши.
Вообще, члены жюри подчеркнули, что главным критерием оценки фильмов была их правдивость и способность задеть за живое. Поэтому в программе встречались фильмы и социально-минималистичные, и такие философские, сложные по структуре, как работа южнокорейского режиссера О Чжон Мин (завоевал награду за лучшую режиссуру) “Дом времен года”.
Остальные победители регионального конкурса: лучшая женская роль у Эльзы КАРИМОВОЙ из Татарстана, Россия, за работу в фильме “Гора влюбленных”, мужская роль - Абылай МАРАТ, Кыргызстан, фильм “Сделка на границе”. Специальный приз жюри отправится в Турцию за фильм “Один из дней, когда умер Хемме”. На родине останется награда за лучшую режиссуру. Ее получил Аруан АНАРТАЙ с фильмом “Жоктау”.
Естественно, “Евразия” - это еще и площадка для собственного пиара. Так, казахстанский актер Досхан ЖОЛЖАКСЫНОВ был награжден специальным призом “За выдающийся вклад в казахстанский кинематограф”. Кроме того, “особое упоминание жюри” (есть и такая награда) получил фильм “Тул” нашей соотечественницы Шарипы УРАЗБАЕВОЙ. Гости фестиваля увидели и специальные внеконкурсные проекты: отреставрированную картину Шакена АЙМАНОВА “Алдар Косе. Безбородый обманщик” и документальный фильм памяти режиссера Сатыбалды НАРЫМБЕТОВА “Порожденный историей”. Отдельная встреча была посвящена использованию искусственного интеллекта в кинопроизводстве и развитию женского кино. Все, как диктуют современные тренды.
На финальной церемонии благодарили, обнимались, грустили о расставании и обещали ждать следующий фестиваль с новым форматом.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы