Дорогое удовольствие
После фееричного концерта во Дворце Республики скрипачка Жамиля СЕРКЕБАЕВА жаловалась, что удовольствие это дорогое, а артистам помогать никто не хочет...
В соцсетях ей даже высказали: дескать, никто и не обязан вам помогать. Хотите - делайте концерты сами, на свои денежки. Жамиля объясняет, почему так важно артисту время от времени выйти и проверить себя на престижной и дорогой сцене…
- Очень хочется показать все, что ты можешь. В истории всегда были меценаты, поддерживавшие музыкантов, а те порой ходили с протянутой рукой, скажем честно. С каждым годом сложнее найти спонсоров для больших творческих проектов. Я задаюсь вопросом: если мне так трудно, каково тогда молодым артистам?
Но на этот раз я должна поблагодарить акимат Алматы за то, что концерт состоялся, а стало это возможно после встречи с президентом. Хотя я, конечно, не просила его ни о чем, мы говорили об искусстве, образовании для детей.
- Но у вас же был 12 лет назад шоу-концерт на этой же сцене?
- Да, и вы не представляете, как грустно, что проходит так много времени между подобными отчетными выступлениями. Я ведь первая из инструменталистов 12 лет назад дала большое шоу. Это сейчас всем надоело сидеть в тени, и музыканты вводят элементы шоу, танцуют на сцене, делают из концерта зрелище. Публика избалованна, и теперь без этого невозможно.
Но 12 лет назад у меня был спонсор. Сейчас найти поддержку у бизнеса практически невозможно, еще и накладывается целый ряд обстоятельств.
Например, мой концерт был готов еще пять лет назад! Мы уже собирались печатать баннеры и развешивать по городу, но нам шепнули, что из-за карантина выступление может не состояться. Тогда это казалось нереальным. И действительно, через неделю нас закрыли по домам. Потом мы только пришли в себя, как грянул Кантар, и тоже было не до концертов. В этом году опять начали подготовку, и случилось наводнение, все внимание и финансы были в зоне бедствия.
- Что мешает выступать чаще? Есть же залы попроще.
- В том-то и дело, что я очень часто выступаю в разных программах, исполняю по одному-два произведения, никогда не отказываюсь. Особенно это касается благотворительных программ. Могу даже в другой город поехать, если приглашают сыграть перед детьми в детском доме и я свободна. Почему нет? Но у каждого артиста есть некая высшая планка, отчетное, этапное выступление, когда хочется показать все, на что он способен.
- Неужели фамилия вам не помогает?
- Почему она должна помогать? Я даже к папе в оркестр (Мурат СЕРКЕБАЕВ многие годы руководит концертным оркестром акима Алматы. - К. Е.) в свое время устраивалась через стандартную серию прослушиваний. И солисткой стала не сразу, посидела за дальним пультом, постепенно продвигалась в оркестровой иерархии. И когда папа первый раз принес мне пьесу в непривычном джазовом стиле, я сказала, что не смогу это исполнить.
Хотя джаз в доме у нас очень любили, он постоянно звучал. Мой дядя Ермек СЕРКЕБАЕВ привозил редкие по тем временам пластинки с мировыми звездами джаза. Есть даже детская фотография, как я сижу в манеже и изображаю трубача.
Вот после того переломного момента я и стала двигаться в разных направлениях, играя и классику, и эстрадную, легкую музыку. Правда, не понимаю, почему ее называют легкой, разве что для восприятия зрителей. На мой взгляд, если играть качественно, то работа над саундтреком ничем не отличается от работы над классикой. А я ко всему серьезно отношусь.
- На этом концерте вы еще и много общались с публикой. Откуда такая любовь к разговорам?
- Да, это нехарактерно для меня. Вокалистам проще: людям всегда понятно, о чем они поют, в песне есть слова. Я прекрасно помню, как мы проходили предмет “Музыкальная литература”. Это был страх и ужас, потому что надо было запоминать много мелодий, дат, не путать части концертов и симфоний. Все это легче было запомнить, когда музыка была связана с жизнью автора, событиями его биографии. Поэтому и я старалась говорить о том, что исполняю, о композициях, много значащих для меня.
- Будет ли продолжаться ваша музыкальная династия?
- Все в этом мире возможно. Сын сейчас работает в финансовой сфере, он так захотел. Но у него прекрасный голос и хорошо получается сочинять песни, у него есть свой стиль. Все чаще проскальзывают заявления, что однажды, когда сможет себе это позволить, он займется творчеством и будет продюсировать сам себя.
Кстати, теперь он мне говорит: “Почему вы не заставляли меня заниматься музыкой?” Наверное, в этом мой минус, что нам не удалось его заставить. Мы долго воевали, ругались, даже слегка лупили его, но оказались слабее. В итоге отступили. Я говорю ему, чтобы не смел меня осуждать, мы сделали все, что смогли. Даже папа утверждает, что со мной в свое время было легче. На меня достаточно было прикрикнуть, и я начинала плакать. А мне говорили, что я зря трачу время и чем больше буду реветь, тем позже пойду гулять.
А с ним бесполезно, он парень. Сейчас сын понимает, что в 25 лет надо работать, помогать родителям, но мечта заниматься любимым делом есть. Я просто вглубь не лезу, чувствую, что эта тема может быть для него болезненной.
- Неужели не хочется помочь единственному сыну?
- Мы периодически это делали, но в его понимании помощь - это только материальные вливания.
- Вы будете жесткой свекровью?
- Если найдет хорошую девочку, буду доброй. Я всегда очень хотела дочку, но так сложилось, что у меня сын, а девочки так и не получилось. Мне кажется, если он приведет в дом невестку, я буду ее баловать, секретничать с ней, помогать во всем. У меня перед глазами есть такой пример: очень теплые отношения были у мамы с моей ажекой. Они 25 лет жили под одной крышей и прекрасно понимали друг друга.
- Вас не вдохновляет пример Баян АЛАГУЗОВОЙ? Может быть, стоит попробовать самой сделать девочку?
- Это чудесный пример, но, чтобы решиться, рядом все же нужно надежное мужское плечо.
- Вы еще надеетесь встретить своего принца или уже вошли во вкус одинокой жизни?
- Не могу ответить однозначно. Понимаю, что если встречу мужчину моей мечты, даже не совсем идеального, если смогу полюбить его и это чувство будет взаимным, то буду счастлива. Но если этого не произойдет… тоже прекрасно буду себя чувствовать.
Это замечательно, когда есть взаимоотношения, адреналин, волнение, но и одной быть неплохо. В любом случае у меня еще многое впереди, я себя прекрасно чувствую, люблю ярко одеваться, люблю украшения. Не стесняюсь публиковать снимки с отдыха в купальнике, хотя понимаю, что, наверное, надо себя сдерживать. А вот молодым сдерживаться ни в коем случае не надо!
- Вы не любите говорить про свой быт, даже наряды не обсуждаете. Почему?
- Меня всегда воротит от программ, в которых ведущий приходит к артисту и тот распахивает свой гардероб, чтобы похвалиться брендами. Вот просто мурашки по коже от неприятия такого общения. Я этого никогда не делала, разве что несколько раз в интервью говорила о том, что мои концертные костюмы создают отечественные дизайнеры, чем я очень горжусь.
- Недавно вы выложили видео, где ваша скрипка эффектно сочетается с голосом Зарины Алтынбаевой…
- На самом деле сделали мы эту аранжировку давно, несколько лет назад. Но в этом году была такая красивая осень, мы обе очень любим родной город. Зарина в какой-то момент позвонила и сказала, что надо отложить все дела и воспользоваться погодой, чтобы записать красивое видео. Получилось и стильно, и с долей академизма. Я довольна этим экспериментом.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы