Как попасть в кино
Ирина КЕЛЬБЛЕР, актриса и опытный кастингист, считает, что сейчас стала сбываться мечта креативной экономики - Казахстан становится кинохабом. Так что в кино может попасть любой, было бы желание. Очень быстро складываются судьбы актеров, кино превращается в социальный лифт, главное - использовать тот самый шанс, который может выпасть каждому…
В первую очередь это касается профессионалов, у которых быстро поменялись правила игры. Еще несколько лет назад восточный типаж в России не пользовался спросом, в других странах хватало своих талантов, а сейчас все чаще мы слышим об интересных предложениях и хороших контрактах, которые получают казахстанские киноартисты. И тенденция эта только растет, уверена Ирина:
- Изнутри мне прекрасно видно, что Казахстан становится огромным кинохабом. Сейчас наши актеры нужны и в России, и на иностранных рынках. Появилось много интернет-площадок, видео снимается в огромных количествах. Меня часто спрашивают и коллеги, и новички: “Что можно сделать, чтобы заявить о себе?” На самом деле главное - понять, что нельзя сидеть и ждать своего шанса, надо каждый день приближать его, взять на себя ответственность за свой успех. К сожалению, многие наши актеры не умеют подать себя или даже не хотят этого сделать. Они надеются попасть в некую базу, где их и обнаружат. Сейчас это так не работает.
Да, сама я в 17 лет начинала с создания базы актеров: ходила по Арбату, раздавала визитки, просила прийти на пробы, причем иногда даже пробы были платными, то есть человеку оплачивалось потраченное время!
Сейчас уже нет актуальности в создании баз. Есть десятки телеграм-каналов, чатов, куда попадает информация с описанием типажа, оплаты и прочих условий. Специалисты отсматривают соцсети в поисках нужных типажей.
- Подходящая роль может появиться не сразу. Что же делать в ее ожидании?
- Готовиться. Сейчас чем больше у актера навыков, языков, контактов, тем больше шансов быть замеченным. Нужны как минимум три языка, желательно больше. Это раньше было так, что если по роли нужна верховая езда, то тебя обучат, сейчас выбор такой огромный, конкуренция большая и проще взять человека, уже обладающего навыками. И, конечно, надо уметь продавать себя.
- Что это означает?
- Надо освежать материалы, фотосессии, видеовизитки, вести соцсети. Например, актеры часто жалуются, что режиссеры видят их только в одном типаже. Ну так изменись! Надоели комедии - запиши серьезный монолог, сыграй трагический образ, покажи, что ты можешь. Особенно наши заслуженные артисты раньше любили говорить, мол, негоже рекламировать себя, пусть режиссер придет в театр, посмотрит мою работу и тогда решит. Сейчас уже даже старшее поколение ходит наравне с молодежью по кастингам - таковы правила игры. Вместе с большими возможностями и конкуренция огромная, к ней надо быть готовым.
- Вы говорите о профессионалах, а насколько реально ворваться в мир кино, что называется, с улицы?
- Это выглядит немного романтически и принижает профессию актера, обидно для тех, кто потратил годы на обучение, но действительно шанс есть у каждого! Тем не менее стоит поучиться хотя бы на курсах. Это необходимо для того, чтобы войти в сообщество. Еще важна насмотренность, причем картин того рынка, на котором ты хочешь работать. Например, стоит посмотреть 30-40 фильмов последних лет казахстанского кино. Тогда можно понять, какие типажи популярны, что приветствуется, а что нет. В каждом регионе есть свои нюансы.
- Правда ли, что у нас неплохо живут актеры массовки?
- У меня масса знакомых, которых вполне устраивает такая работа. Оплата от 7 до 15 тысяч за смену, на площадке кормят, работа не слишком трудна, частенько еще и развозка по домам. Поэтому многие сидят в чатах кастинга именно для получения таких ролей, и им не нужно куда-то дальше двигаться. Есть люди, особенно среднего возраста, которые просто хотят один раз попробовать сыграть небольшую роль, для них это интересное приключение. Главное - понимать, что ты хочешь, и двигаться в этом направлении. Причем двигаться быстро, потому что процесс развивается стремительно.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы