Дорожка не главное
Как бы ни воевали кинодеятели, в одном они солидарны: фестивали двигают кинорынок. Они нужны в том числе и для того, чтобы собраться и обсудить проблемы отрасли. Даже самый зрелищный отечественный фестиваль “Евразия” уже приготовил огромную бизнес-программу для участников.
Звезды и публика сосредоточатся на красной дорожке и нарядах, а профессионалы ждут “Евразию” совсем по другому поводу. О чем же пойдет разговор среди своих? Оказывается, проблем накопилось много, и все они связаны с бурным ростом киноотрасли. Подробнее об этом нам рассказал злоязыкий критик Карим КАДЫРБАЕВ. Именно он и будет организатором бизнес-площадки кинофестиваля “Евразия”.
- Любой фестиваль, - рассказывает Карим, - это возможность показать работу наших кинематографистов, продвинуть ее, услышать критику, помочь завязать контакты. Так что это в первую очередь важно для казахстанских кинематографистов. Прошло то время, когда на фестиваль приглашали звезд Голливуда как свадебных генералов только для того, чтобы были громкие имена, чтобы удивить публику. Сейчас все устроено совершенно иначе. И важнее становится та часть работы, которая не будет видна широкому кругу зрителей.
- Зачем нам нужен этот взгляд со стороны, иностранные критики - мы сами не можем себя оценить?
- В числе прочих приедут отборщики других фестивалей, от которых фактически зависит, куда дальше отправятся казахстанские фильмы. Очень важно, что они отсмотрят большое количество материала, а не одну-две ленты, поэтому смогут дать рекомендации, сделать разбор полетов. Ни для кого не секрет, что сейчас наше кино находится на огромном подъеме, и в первую очередь за счет частных компаний, производящих фильмы. Частный бизнес не склонен консолидироваться, но ему важно понимать, кто и чем занимается. Тем более что сейчас как раз все составляют планы на следующий год.
- Какие темы заслужат отдельных дискуссий?
- Мы проведем большой круглый стол по онлайн-платформам, потому что в следующем году их будет уже три. На самом деле это такое событие, которое не просто дает рабочие места, а поменяет культурный ландшафт страны. Мы поговорим о такой больной теме, как практическое отсутствие фильмов для детей и молодежи. Все это понимают, кто-то пытается заполнить пустоту, но пока все сложно. Отдельного разговора заслуживают инклюзивное кино, тема женщин-режиссеров, вопросы дубляжа. Больной вопрос - программа поддержки молодых режиссеров. В национальном киноцентре есть программа для дебютантов, но она как-то не работает. Так что нам есть о чем поговорить.
- На каждой “Евразии” нам обещают, что Казахстан может стать гигантской площадкой и для копродукции, но пока ее снимается не так много. В чем дело?
- На самом деле процесс идет, просто не так быстро, как хотелось бы. Все гости отмечают, что мы уникальный регион для производства кино, есть потрясающие ландшафты, есть актеры и технические работники, просто надо дать время этому процессу. Еще раз повторяю: фестиваль - это не тусовка, не вечеринка, это площадка для активной работы.
- Ну как это не тусовка, все же ждут красную дорожку и скандалы…
- Скандалов не будет, мы настроены на работу. Что касается дорожки, это тоже важная часть. Вспомните, как в первые годы проведения фестиваля наши участники тушевались, даже не знали, как идти по ней: кто-то бежал, забывая попозировать, кто-то приходил в обычной одежде. Это важная ритуальная часть, и надо уметь ходить по дорожке, поддерживать актеров, вообще проводить события такого масштаба. Алматы как центру кинопроизводства необходим фестиваль такого класса. Кстати, тут нам есть куда расти. В городе проводится несколько крутых и профессиональных фестивалей, на которые публика не очень хорошо ходит. И к этому тоже надо приучать. Так что с любой стороны большая польза.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы