А ещё он очень красивый…
В очередной раз в Алматы прошел чемпионат кобызистов, награды вручили всем участникам. Почему так решили, спрашиваем у Ляйли ТАЖИБАЕВОЙ, организатора мероприятия.
НКобыз - интересная штука. Если домбра была почти в каждой семье кочевников, то на кобызе играли баксы, и его окружало столько легенд, что простой народ побаивался инструмента. Дабы вывести его на эстраду, чтобы он зазвучал вместе с ансамблями и оркестрами, кобыз изрядно модернизировали. Вместо выдолбленного из дерева шаманского инструмента появился концертный прима-кобыз, больше похожий на скрипку, которую держат иначе и играют другими приемами.
Сейчас есть и электронная, очень современная версия кобыза. Ляйля считает, что его необходимо популяризировать, вводить в эстрадный обиход, а для этого использовать все возможные способы. Сама артистка и прыгала с парашютом, играя на кобызе, и создала для него огромный репертуар из каверов и современной музыки. Решила работать и в направлении массовости. Так пять лет назад появился ее чемпионат.
Ляйля уверена, что надо поощрять не только мастеров и профи, для которых есть конкурсы, но и тех, кто только пытается играть на кобызе и даже не собирается быть музыкантом. Это ее личное убеждение, поэтому на своем чемпионате она хоть и привлекает в жюри коллег, бесспорных профи, но медали раздает всем участникам.
- Я считаю проблемой, что у нас нет состязаний для любителей, - рассказывает Ляйля, - а есть только академические конкурсы. И это бьет по рукам, особенно ребят из регионов. А систему, подразумевающую медали для всех участников, я взяла у американских коллег, когда-то участвовала в конкурсе талантов в Голливуде. Вообще я поняла, что когда мы щедро раздаем награды, то хорошо поощряем детей, показываем, что ценим их труд, и не важно, будут они потом профессиональными музыкантами или нет. Я за еврейское воспитание, когда даже за десятое место ребенка обязательно похвалят. Мне кажется, если ценить все успехи, то мы получим общество адекватных людей, а не ущербных, затюканных и вымещающих друг на друге свои комплексы.
В этом году заявок на чемпионат кобызистов было подано больше, чем обычно, и приехали участники из многих регионов страны: Атырау, Павлодара, Усть-Каменогорска, Шымкента. Свое мастерство показали 80 человек офлайн и больше 40 - онлайн. Кстати, в этом году у этого музыкального состязания появилось полное торжественное название: “Международный чемпионат исполнителей на кобызе и родственных инструментах “Кобыз аманат”. Родственные - это многочисленные варианты кобыза, которые есть у всех тюркских народов. Например, в прошлом году участвовали гости из Бурятии, в этом - интерес проявили музыканты из Башкирии.
На этот раз не было Гран-при: никто из четырех лидеров чемпионата не получил все высшие баллы, а именно таково условие вручения главного приза. Зато было много ярких исполнителей всех возрастов. Кстати, всем обладателям золотых медалей Ляйля обещала выход на финальном гала-шоу. Жаль, что многие участники из регионов уехали сразу по окончании состязания.
Зато оставшиеся юные артисты, очень гордые, сидели на первом ряду концертного зала и перед началом выступления давали интервью.
- Я не выбирала специально кобыз, - рассказывает шестиклассница Гулим АМАНГЕЛЬДЫ. - Когда пришла в музыкальную школу, преподаватели посмотрели мои данные и рекомендовали этот инструмент. Но я рада, что так произошло: у кобыза очень красивый звук, и сам он эффектный.
- А мне дедушка посоветовал кобыз, - подхватывает третьеклассница Бота БАЙРАХАМ. - Это народный инструмент с душой и невероятно красивый. И когда на нем где-то играю, все сразу спрашивают, что за инструмент, все восхищаются.
Айлин КАДЕН всего семь лет, но она тоже уверена, что выбрала самый красивый и… современный инструмент, потому что публика сразу ахает, остаться незамеченной артистке с кобызом невозможно.
- Я считаю, необходимо играть разную музыку, делать это ярко и современно, - продолжает Ляйля. - По-другому завоевать мир невозможно. Да, надо знать традиции, и есть исполнители, которые с музейной точностью сохраняют все это. Ими тоже все восхищаются. Но кто сможет два часа слушать аутентичный кобыз? Это сложная музыка со специфическим звучанием. Поэтому надо двигаться в современном ключе, это мое мнение.
Ляйля мечтает, чтобы со временем ее чемпионат превратился в грандиозное мероприятие, куда будут приезжать гости из разных стран, что-то вроде Игр кочевников, но в музыкальном направлении.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы