Слёт волшебников
150 актеров и мастеров кукловождения со всего мира собрались в Алматы на II международный фестиваль театров кукол Almaty Puppet Festival-2024.
Сейчас все они работают в бешеном ритме: несколько спектаклей в день, мастер-классы, встречи, много общения и обсуждения профессиональных проблем, но в первый день все просто радовались встрече и сцене.
Несмотря на то что церемония открытия скорее для своих, чем для посторонней публики, ведь зал нашего кукольного театра слишком маленький, гостей встретили настоящим шоу. Для них даже соорудили символическую красную дорожку, а встречали делегации яблочные символы города - артисты в головных уборах в виде яблок. Затем на сцене на фоне звездного неба заиграл кобыз, из ниоткуда появилась юрта, из которой вышли апашки и провели обряд шашу. Гости вряд ли знали его сакральный смысл, но все пришли в восторг. Кстати, кроме актеров в этот день по дорожке прошли и куклы, самые сказочные и невероятные персонажи - это наш родной кукольный театр сделал живые тизеры к своим постановкам. И тут уже не было колобков и Незнаек. Дело в том, что кукольные театры давно доказали, что необязательно их публика исключительно дети. Например, на сцене Государственного алматинского тетра кукол идут и “Шинель”, и “Макбет”, и “Старик и море”.
Фестиваль не только повод потусить, через четыре дня жюри назовет лучших в своем цеху. Несмотря на то что международный фестиваль проходит в Алматы всего во второй раз, он уже ценится кукольниками всего мира. Так что оценка, полученная здесь, очень важна.
Театр кукол не похож на театр, где играют люди. Кукольники живут в своем особом мире. Например, член жюри, который предпочитает, чтобы его называли “мозг жюри”, Евгений ИБРАГИМОВ интригует и обещает экспериментальное шоу.
- Я покажу, как силой мысли оживлять неживое и еще один эксперимент. Он родом из XVIII столетия, - смеется Евгений. - Я черкес по национальности и буду использовать архаичные куклы нашего народа, чтобы рассказать историю из детства. Она и для взрослых, и для детей, кое-что про жизнь.
У Евгения свой маленький театр в Чехии, примерно на 40 зрителей, большие залы он считает пережитком идеологического засилья. Топорщит заговорщицки усы, улыбается и говорит, что кукольный театр - это обряд, ритуал, очень интимное дело, поэтому все должно происходить в небольших залах. И в таком деле не может быть госплана или идеологического заказа.
Рядом стоит гость из Грузии, тоже член жюри и почти уже наш родной режиссер - Николоз САБАШВИЛИ. Он поставил в Алматы спектакль “Шинель” по повести Гоголя, а у себя на родине открыл кукольный театр для взрослых. Тоже небольшой, но очень популярный.
- Я всегда рад приезжать в Алматы, это уже родной для меня город, - рассказывает Николоз. - Здесь много приятных для меня воспоминаний. И да, я верю, что кукольный театр не только для детей. Это древнее искусство, так что я надеюсь, что миф о принадлежности его только детям развеется. Мы ищем именно современную драматургию для нашего зрителя и говорим на актуальные темы. Но и про детей нельзя забывать. С ними сейчас сложно, у них в руках гаджеты, завоевать их внимание трудно. Если спектакль будет неинтересный, они просто не будут смотреть на сцену…
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Тимофея ЕВДОКИМЕНКО, Алматы