Кино как вино
В казахстанский прокат вышел фильм Асхата КУЧИНЧЕРЕКОВА “Бауырына салу”. Критики уже объявили его шедевром, хотя на большие сборы никто не рассчитывает.
Премьера прошла год назад в Испании на фестивале Сан-Себастьяна, и за это время фильм собрал приличный урожай наград - 13 призов в разных странах мира. В том числе и отечественные критики официально вручили Асхату премию за лучший дебют в полном метре.
Это качественный авторский продукт: не про поржать, без блогеров и спецэффектов. История простая и вынесена за рамки времени - может разворачиваться прямо сейчас или 20 лет назад.
Мальчик по казахской традиции воспитывается бабушкой и после ее смерти переезжает к родителям. Но чувствует себя чужим. Диалогов почти нет. Длинные неторопливые планы эпично погружают в быт глубинки.
И в одной, и в другой семье вся жизнь детей наполнена тяжелым трудом. С бабушкой в теплых красках Прибалхашья или с родителями в снежных предгорьях совсем немного простых игр и много труда на подворье наравне со взрослыми. Вот этой документальностью и подкупает кино: эмоции героев скупы, но достоверны.
Режиссер Асхат Кучинчереков еще и сценарист. Это кино мечтал сделать со студенческих лет. В некоторых интервью признается, что тут и личный опыт, и личная травма.
- Бауырына салу - это казахская традиция, когда старшего ребенка отдают на воспитание бабушке с дедушкой или кому-то из родственников, - рассказывает Асхат. - Она практически никак не отображена в нашем искусстве - ни в литературе, ни в кино, хотя практически каждая семья так или иначе сталкивалась с обычаем.
- Но можно же было рассказать историю, сняв ее по коммерческим канонам? Больше диалогов, движняка…
- Тогда бы не получилось так передать внутреннее состояние мальчика. Кинематограф - визуальное искусство. Это сейчас из-за сериалов у нас поменялась эстетика, и мы все воспринимаем через слова. Кинематограф должен говорить на своем языке - через образы, через картинку. Это моя точка зрения.
- Насколько зарубежному зрителю было понятно это кино?
- Меня тоже волновал этот вопрос, и я был поражен, когда подходили люди в других странах и говорили, что видят себя в этом ребенке. Во многих странах родители часто уезжают по делам или по работе и дети бывают надолго оставлены у родни, в учебных заведениях или с нянечками. Причем это не проблема бедных слоев населения, а чувства одинаковы везде.
- Почему вы не сделали бабушку чуть теплее, она так же малоэмоциональна, как и родители?
- Вы знаете, люди в селе более скромны в выражении своих чувств. Они могут разговаривать буквально взглядами. Почитайте Шукшина, и вы убедитесь. Или вспомните, как с вами общались родители лет 20 назад. Просто мы сейчас живем в эпоху интернета, и оттуда постоянно транслируется такая бурная эмоциональность по каждому поводу. Нам буквально диктуют этот тренд.
Из трудностей съемки были погода и условия жизни. Асхат суровый режиссер, он считает, что невозможно жить в гостинице, а потом сыграть простого сельского паренька. Так что актерам было совсем не просто работать с ним. Примечательны два главных героя фильма: оба непрофессионалы, и оба типажа режиссер приметил случайно. Бигайшу САЛКЫН нашел в 70 километрах от места съемок на Балхаше: это простая сельская женщина 84 лет, мама 11 детей. Асхат говорит, что увидел такой типаж, такой образ, в котором независимо от внешних черт каждый может угадать собственную бабушку. Женщину долго уговаривали принять участие в фильме, а на премьере в Алматы особо поблагодарили и подарили чапан.
А Ерсултан ЕРМАН живет в Талгаре, под Алматы. Он с мамой принимал участие в одной из передач местного телевидения, где семья делилась своими проблемами. Режиссер не мог забыть его глаза и попросил найти мальчика. Пока Ерсултан не планирует продолжать актерскую карьеру, для него это просто интересный опыт.
- Я не ожидаю большой прокатный успех картины. Этот фильм как вино - отдельные люди будут к нему возвращаться снова и снова, чтобы посмаковать, - считает режиссер.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы