Выкиньте это. Или отрежьте
В Центральном выставочном зале Алматы молодежь показывает свои работы против бытового и гендерного насилия.
Даже серьезный искусствовед Светлана КОБЖАНОВА призналась: если у молодых авторов и не хватает художественной базы, то она компенсируется яркостью и силой высказывания.
Говорить о проблеме - вот девиз молодых. Сама выставка называется “Тихая комната”. Тишина и замалчивание ассоциируются с прошлым, с соблюдением традиционных норм, там, где сор из избы, где стерпится-слюбится, где бьет - значит любит. Все авторы - благополучные ребята из студенческого сообщества Аrt-revolution. Кажется, что они могут знать о домашнем насилии и рабстве? Но последние события показывают - проблема вовсе не маргинальная. Участники выставки исследовали проблему через публикации в СМИ, более того, собрали показательный шоу-кейс. Возле каждой работы прикреплен на этикетке QR-код. Перейдя по нему, можно прочитать одну из показательных историй о домашнем насилии. Стоит разговориться с участниками, и все признаются: далеко ходить не надо. Рядом с ними, у родственников - дальних и близких, у друзей и знакомых таких примеров не меньше. Поэтому, считают студенты, важно не прекращать говорить об этом.
- В моем фотопроекте “Объятия” в центре внимания невеста и ягненок, - рассказывает Адия МАЖИТ. - По ссылке можно прочитать новость о том, как из-за калыма невеста не смогла отказаться от жениха и сделать свой выбор. Во многих религиях ягненок - жертвенное животное, для меня и невеста тоже жертва. Это их роднит. У меня самой есть родственница, которую украл парень, родня закрыла глаза на то, что произошло это против ее воли, не поддержали, не помогли, и в итоге она смирилась, живет до сих пор с нелюбимым мужчиной. Мне кажется, это ненормальная ситуация, и надо что-то делать, чтобы она не повторялась. Любая большая проблема решается не одним действием, а постепенно, через небольшие шаги, через нашу готовность говорить, а не замалчивать то, что происходит.
Что будет, если молчать, показывает фототриптих Жании ФАЗЫЛОВОЙ, он так и называется - “Затяжное молчание”. На традиционном чайном столике парадное блюдо с черепом в тюбетейке. Женщина спокойна, как библейская Юдифь. Та убивала врага народа, кому же отрезала голову модель Жании?
- Молчание приводит к ужасным последствиям. Этой серией я хотела их показать. На выставку не попали многие части фотопроекта из соображений гуманности. Идея работы в том, что затяжное молчание рождает внутреннюю ярость. А этот череп не конкретный мужчина, муж, скорее застарелые патриархальные устои, от которых надо давно уже избавиться. Отсечь их, как голову врага.
Амина ЕСКЕНДИРОВА не опиралась на конкретную историю. Чтобы показать, за какой каменной стеной иногда оказывается женщина, она просто противопоставила глину и… мягкий наполнитель подушек. По замыслу автора, этот контраст жесткого, земного и того, что у нас ассоциируется с уютом, домом и теплом, как раз говорит об уязвимости женщины, о том, как легко ее могут смять грубые руки.
- Женщины в нашем обществе очень уязвимы, - говорит Амина. - В любой момент, в любом пространстве - в автобусе, на улице, в парке, в толпе. Мы всегда можем почувствовать свою незащищенность перед грубостью, перед физической силой.
Кстати, не только женщины призывают проститься с патриархальными устоями. Например, дизайнер Жаган АМАНЖОЛ не писал картин, не делал фото. Он просто приготовил несколько предметов мебели. Ветхозаветные сервант, кресло, торшер завернуты в белую ткань, перевязаны и словно уже упакованы для переезда на пыльный склад. По силуэтам видно, что это старая мебель, пережившая не одно поколение, вот-вот за ними придут, чтобы избавить наконец… Работа так и называется “Мебель, которую стоит выкинуть”.
- Это старые устои, то, что сейчас мешает, - рассказывает Жаган, - мебель, словно свидетель сотен женщин, страдавших в подобных интерьерах, и я слышал много таких историй от знакомых. Это прошлое, которое давно пора выкинуть из нашей жизни.
Куратор выставки Ольга ВЕСЕЛОВА говорит, что хайпануть на теме никто не планировал:
- Выставка задумывалась давно, и лично я, как куратор, с темой бытового насилия работаю не первый раз, - рассказывает Ольга. - Но любые случайности не случайны, художники - тонко чувствующие люди и остро ощущают то, что происходит с обществом, как важна тема, как мы ее переживаем. А поскольку они новое поколение, то говорят об этом более открыто и смело.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Тимофея ЕВДОКИМЕНКО, Алматы